Не знаю, очевидность какого военного ранга требуется призвать для того, чтобы ответить на этот вопрос, но тем не менее: искусство, о чём почему-то так часто забывают, это не только выступление Иоанна Вольфганга Амадея Моцарта при дворе короля Людовика XV в Версале.
Это также иконы сирийских пустынников, африканские ритуальные маски, газетные карикатуры Второй Мировой, лавочные вывески Пиросмани, петроглифы американских индейцев с правой стороны от двери дома умершего, греческая трагедия, тантрическая акварель, морские шанти, матерные частушки и живопись сумасшедших.
Угадает ли дорогий читатель, что объединяет все эти примеры — из разных стран, культур и эпох? Читатель не угадает. Их не объединяет ничего — кроме общей для всего искусства механики символов и интерпретаций. Они делались разными людьми, по разным правилам и для разных целей — и как следствие, в искусстве нет никакой одной вещи, вокруг которой его всё — все сорок тысяч лет истории — можно было бы обобщить. Тем более вокруг какого-то буржуазного общества.
Античный театр был открыт для всех слоёв населения, и государство платило людям за то, чтобы туда ходили; "Марсельеза" играла для тех, кто на баррикадах, независимо от сословий; эпические поэмы средневековья были эпическими и для тех, кто не мог читать, а на свадьбах всего мира поют пусть разные по мелодии, но одни и те же по сути песни.
К тому же, что искусству не требуются 12 классов образования. Искусство не сильно сложнее травы: когда оно перед вами, от вас требуется просто правильно на него взглянуть.
А если с травой у вас возникают какие-нибудь проблемы — то не удивляйтесь, если они возникнут и с живописью, и с музыкой, и с поэзией. И отнюдь не от пустоты в кошельке.