Про таких авторов, как Харуки Мураками, говорят, что они всю жизнь пишут одну книгу. И это никакой не камень в огород! Напротив! Это что-то сродни комплименту. В литературном мире таких прозаиков не так много. У нас вот, например, Пелевин этим «грешит». Это не все равно что говорить об одном и том же. Идеи книг, скорее всего, будут разными, но задачи и методы для их реализации могут несколько пересекаться. Именно «техника выполнения» позволяет погрузиться в ту самую атмосферу, за которую так ценят творчество Мураками. Именно она выполняет функцию идейного «якорька», за который внимание читателя цепляется и перемещается из романа в роман, подобно тому, как скалолаз хватается за зацепы, стремясь к вершине.
Почему бы не назвать это серией книг? Цикл – это совсееем другая история с определенной системой персонажей и концовкой, требующей продолжения и пр. Мураками же любит открытые финалы, что вообще свойственно для японской литературы, и безымянных героев, которым не очень-то нравится взаимодействовать с кем-то из внешнего мира. Имена персонажей могут меняться из истории в историю, но мы-то знаем – на манеже – все те же. Одинокий мужчина за 30-ть, любящий джаз, котов, размеренность во всем, неспешные завтраки, игру в бильярд и бассейн по выходным. И так в каждой книге. Если вы влюбились в этого парня, то каждый новый роман Харуки будет для вас лучшим.
Это все к чему. Да, в одной работе повествование может быть менее ритмичным, упоминаний музыкальных композиций – чуть больше... Но сказать, что, например, «Мой любимый sputnik» интереснее «Кафки на пляже», никак нельзя. Я постараюсь дать совет с оглядкой на периодизацию творчества фантаста (хотя Мураками таковым себя и не считает). Из мемуаров романиста «Писатель как профессия» мы знаем, что для его раннего творчества характерно повествование от первого лица. Погружаясь в ранние работы Харуки Мураками, не забудьте прочесть знаменитый «Норвежский лес», который смело можно назвать одной из самых «муракамских» книг, и посмотреть одноименную жутко «ламповую» экранизацию. И нельзя так просто взять и не познакомиться с Человеком-Овцой. Да-да, я о трилогии Крысы, куда вошли следующие произведения: «Слушай песню ветра и Пинбол-1973», «Охота на овец» и «Дэнс, Дэнс, Дэнс».
Дальше прозаик отказывается от «я», которое, как он потом позже признался, на самом деле ограничивало его возможности как писателя и не позволяло воспарить над ситуацией. От третьего лица он пишет в романе «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» (тоже очень «муракамская» вещь), в трилогии «1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре» и дилогии, вышедшей сравнительно недавно, «Убийство Командора». На последнюю работу обратите особое внимание. Ведь именно здесь то, что японцы называют «моно-но аварэ» («очарование печалью вещей»), перестает оказывать влияние на героя, который вышел во внешний мир, распрощался со своим одиночеством ииии...ААА...СПОЙЛЕР...стал отцом ;)
Рассказы или романы – многие поклонники самого неяпонского японца зачем-то тратят время на бесконечный спор о том, что же Мураками делает лучше. Сам прозаик не считает рассказ своим рабочим форматом. Например, тот же самый «Бесцветный Цкуру Тадзаки» вышел из короткой формы. То есть писателю сложнее контролировать то, что происходит внутри рассказа. Но истории длиной в несколько страниц в исполнении живого классика – вещица стоящая. Присмотритесь к сборнику «Мужчины без женщин».
Мне больше всего понравились "Норвежский лес" и "Тысяча невестьсот восемьдесят четыре". Хотя читал его всего кроме последнего романа и все работы легли на душу.