Начинать Сорокина нужно с Пригова, с Всеволода Некрасова, а также с картин Эрика Булатова, Андрея Монастырского, с их работ, прежде всего.)
Это огромная московская тусовка концептуалистов, которая создала весь соц-арт, когда Советская власть ещё представляла из себя грозного зверя. Но! Если советская власть середины 70-х/начала 80-х - это грозный зверь, а соцреализм и идеологическая доктрина с её реализацией - это паспорт зверя, то соц-арт и концептуализм до Сорокина - это искусствоведческий высокопарный комментарий к фотографии из паспорта этого монстра, написанный в той манере, как если бы это был портрет Рембрандта.
Если советская власть в вашей памяти оставила все эти клишированные ванильные воспоминания про колбасу, лимонад, детский сад, мороженое и пионерские галстуки - раннего Сорокина не читайте ни в коем случае. Будет больно, как во время первого соития.)
Если вы более критично настроены к нынешней власти (особенно с середины 10-х годов) - лучше начать с самого позднего Сорокина, но приходя постепенно к повести «День опричника» со сборником рассказов «Сахарный Кремль». То есть, рассказ «Белый квадрат» даст вам наиболее чёткое понятие о том, что такое ранний Сорокин в условиях критики советской власти с её культурной и внутренней политикой на протяжении всей её истории, причём с переносом на современные реалии. А вот, скажем, «Метель» - это книга очень мягкая, где практически вся трансгрессия превращена в такой эклектический и сказочный сюрреализм.
«Голубое Сало», на мой взгляд, со всеми реалиями победобесия в наше время книга очень оскорбительная для людей с напрочь отсутствующей склонностью к динамике и подвижности взглядов. Это как икону в храме задом наперёд повесить и пустить процессию с поклонением. Очень щепетильная тема последствий «перевёрнутой» Второй Мировой войны, обыгранная в стиле альтернативной истории.
Ну а «Сердца четырёх» и ранее по хронологии - откровенный трансгрессивный трэш то с долей фантастики, то с буквализацией всем известных на подсознательном уровне метафор, то с долей сатиры на советскую власть и развалившийся «нерушимый» с его больным обществом, симулирующим психическое здоровье. Исключение только «Тридцатая любовь Марины», которая состоит исключительно из секса (причём теряющего способность возбудить не столько из-за грязи, сколько просто из-за его сочетания с бытовухой и серой реальностью) и из описания жизни молодёжной интеллигенции, контркультурных кругов и партийных функционеров средних звеньев иерархии.
Что примечательно, на фоне своих пугающих описаний, я бы искренне посоветовал прочитать самый первый написанный роман Владимира Сорокина - «Норма» (1979-1983), если вы хотите как по маслу войти в круги интеллигентных сверстников своих детей. Он в ближайшее время точно не перестанет быть культурным мемом из-за абсурдности отдельных частей и действительно идиотской по своему существу трансгрессии.
Мне, например, очень понравился роман Лёд или Ледяная трилогия. Не стала читать что-то другое, так как столкнуласьс сильной критикой его других произведений. Но к этому претензий нет вообще)
«Метель» — прекрасная вещь. Мягкая и увлекательная, забавная и человечная.
«Лед» — ранняя работа, грубоватая, но очень сильная. Умная фантастика.
С "Голубое Сало". По моему Сорокин раскрывается именно в этой книге, тут присутствует весь нарратив его мысли. И самую большую скандальность и отклик в общественности вызвала именно эта работа .