Вопрос похож на вопрос: к каким приборам не подойдёт эта батарейка. Наверное проще рассказать, какая это батарейка, чтобы стало понятно, к чему она подойдёт, чем перечислять неподходящее.
В буддизме считается, что каждый человек по природе свободен. Вообще каждое живое существо — это нераскрывшийся пока будда. Задача каждого существа — пройти путь от несвободы ума, от иллюзорного восприятия мира сквозь ненависть, жадность, глупость, эгоизм, к свободе ума и счастью. Поэтому, сразу отделяем все учения о неравенстве и исключительности каких-либо людей по какому-либо материальному признаку: касте, национальности, достатку, сословию, профессии, полу, возрасту и т.д. Неравенство в буддизме можно различить только по признаку развития ума: есть заурядные люди — не пытающиеся работать с умом; есть миряне — вступившие на путь к счастью, работающие люди; есть монахи — живущие на подаяния от мирян люди, распространяющие мудрость и находящиеся на высоких уровнях развития ума; есть будды — люди, завершившие развитие, полностью раскрывшие потенциал свободного ума.
Важный обет буддизма — непричинение вреда и страдания живым существам. Поэтому, сразу отделяем учения эксплуатирующие и уничтожающие существ ради накопления каких-то материальных вещей, а также для жертвоприношений, развлечений и т.д. Также несовместимы учения, призывающие к какой-либо агрессии, разжиганию ненависти, к захватническим войнам, геноциду, работорговле и т.д.
В буддизме считается, что неудовлетворённость, страдание возникает в результате неспособности восприятия реальности напрямую умом. Поэтому есть только один способ нейтрализовать неудовлетворённости — привести ум в адекватное реальности свободное состояние. Соответственно, можем отделить все теории о том, что можно убрать неудовлетворённость с помощью накопления каких-то материальных благ, ценностей, практик долгих удовольствий, иллюзорных временных отвлечений ума от неудовлетворённости, развлечений, игр, виртуальных миров и т.д.
В буддизме считается, что множество миров разворачиваются и схлопываются. Какой-либо мир начинает существовать, когда в нём воплотилось в какой-либо форме как минимум одно сознание. Это множество миров существует до тех пор, пока сознания замутнены эгоцентризмом, иллюзорным представлением какого-либо состояния сознания как чего-то неизменного, вечного, постоянного. Это замутнённое состояние — сансара, и все сансарические миры существуют до тех пор, пока все сознания не станут свободными, не перейдут в состояние нирваны. У сознаний нет какого-то творца, создателя. Они просто есть и не могут не быть. Соответственно, можем сразу отделить все религии, постулирующие бога-творца, какую-то неизменную душу, слияние сознаний в божество и т.д.
В буддизме считается, что непросветлённый ум после смерти материального тела воплощается в новой форме, сохраняя кармические следы. Поэтому можем сразу отделить все теории о прекращении бытия после смерти мозга и тела.
В буддизме считается, что привязанность к какому-либо учению ограничивает ум. Поэтому можем отделить все учения, призывающие руководствоваться только каким-то текстом или сводом правил.
Кажется, в итоге получилось, что буддизм несовместим вообще ни с чем. В этом есть логика, потому что цель буддистов — это вывод ума на качественно другой уровень свободы, при котором несвободные состояния ума — это иллюзии.
Олег Кирьязев, Неправда ваша.Концептуально (из ваших рассуждений) буддисты никогда не будут иметь государства,ибо оно есть аппарат насилия.Но они существуют.
Теперь факт "неразвязания": Шри-Ланка,сингальцы- буддисты воевали с тамилами-мусульманами.Это так,что первое всплыло в памяти.Была еще Мьянма ,опять буддисты воевали.
Так что не идеализируйте то чего нет.
Японцы и христианские миссионеры
Вообще говоря и то и другое - распространённые штампы.
На деле Будда не учил ВСЕХ своих последователей "быть самими себе светильниками". Эта фраза предназначалась Арахантам - тем, кто УЖЕ достиг Ниббаны.
Что касается вой, то буддийские страны вели их во множестве.
Не было, пожалуй, только чисто религиозных. Но по религиозным поводам было много.
Наверное, не архатам, а невозвращающимся — анагаминам, которым осталось последние шаги сделать. Архатам то уже никакие фразы не нужны. Они уже реализовались полностью. Неполная реализация архатов — это позиция поздней традиции махасангхика.
Все рассуждения и наблюдения хороши, но вывод в корне ошибочен, по крайней мере Далай Лама с таким выводом скорее бы не согласился, не Западная у него ментальность. И он не раз говорил, что просветления и возвышения души или духа могут достигать и другие последователи других религий. Ведь не секрет, что не которые монахи ( не буддисты ), могут обладать силой исцеления от болезней, душевных и телесных расстройств и не которого провидческого дара. Просто, хотя нет - не просто, Буддизм религия Востока и как всё на востоке не однозначна и не тривиальна - буддизм многогранен и в то же время во многом ритуален, следовать ему в современном обществе практически не возможно - у нас в обществе крысинные бега и успех любой ценой.
просветления и возвышения души или духа могут достигать и другие последователи других религий
Если верить палийскому канону, самому аутентичному буддийскому тексту, то последователи других религий, если они отказываются от ненависти, пристрастий и иллюзий, если практикуют доброту, сострадание, сорадование, осознанность, тогда смогут воплотиться в каких-либо благоприятных формах в небесных мирах. Но это не является просветлением, так как эти миры тоже находятся в сфере беспокойств и неудовлетворённостей, то есть в сансаре. А полностью раскрыть состояние покоя, свободы, знания реальности, счастья могут только люди полностью отказавшиеся от помутняющих сознание мыслей, слов и дел. Люди, которые практикуют восьмеричный путь. В других религиях есть идеи и обеты, противоречащие буддийскому пути.
Религия ли это - буддизм? Философия непротивления. Навязанная в 17 веке кочевникам религия маньчжурской династией Цин лютым врагом степняков и их образа жизни. Монголы 13 века были христианами несторианцами и язычниками верившими в вечное НЕБО. О буддизме знать не знали и принесли христианство на Русь, понастроили церкви и стали первыми патриархами аж 7 было их, монголов крестителей Руси.
леонид, если кто-то кому-то что-то навязывает, то можно быть уверенным, что это точно не буддизм.
вас просили ответить на вопрос, а не пропагандировать буддизм. с этим хорошо справляется Пелевин и обходится без вас.
Бараддур Назгуленко, пропаганда — это обычно призывы что-то делать, что-то принять для себя. В моём ответе никаких призывов нет. Есть только описание. Каждый сам свободно может решить, что ему близко в жизни, а что нет.
Саиая, пожалуй, человечная религия.
А как на счёт Мьянмы? Знаете что там творили буддисты по отношению к мусульманам? Или я ошибаюсь, заблуждаюсь? Пример то свежий совсем.
Z, Буддийские монахи дают обет не пользоваться оружием ни при каких условиях. Если монах берёт оружие в руки, чтобы причинить вред кому-то, он таким образом отказывается от буддийского пути. Буддисты-миряне могут пользоваться оружием только если на них кто-то нападает, чтобы остановить нападение.
Андрей Кудрявцев, японцы-наполовину дзен-буддисты (вера в небытие), наполовину даосисты. Какая из этих половин в Первую Мировую воевала с особой жестокостью? Шимоза и пр.?
Александр Ретин, в буддизме нет веры в небытие, будда эту позицию чётко отрицал. Он говорил так: если бы не было нирваны — сферы покоя, свободы, счастья, то не было бы возможности убрать беспокойства, страдания, несчастья. Согласитесь, это не похоже на описание небытия.
На свете живёт много разных людей, кто-то из них может захотеть назвать себя буддистом и пойти воевать, проявлять жестокость, но при этом такой человек может не знать основные буддийские правила жизни или отрицать их. Недостаточно просто назваться буддистом или надеть одежду монаха, чтобы стать буддистом. Нужно в первую очередь стараться отказываться от ненависти, пристрастий и иллюзий.
Андрей Кудрявцев, таким образом, японцев вычёркиваем целиком?
Александр Ретин, я предлагаю оставить хотя бы Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, который во время второй мировой войны активно критиковал милитаризм. Вот цитата:
«Рассматривать безрассудное и бессмысленное жертвоприношение своей жизни как дзэн — это всё перепутать. Дзэн абсолютно никогда не учит кого-то бросать свою жизнь».
Вообще в Японии много людей живёт, в том числе и принимающих буддийские правила жизни, идеи непричинения вреда живым существам.
Религиозная модель буддизма совместима со многими религиозными моделями. В ней единственность бога "размножается" на всех, типа все - "боги", кто пониже рангом, кто "повыше", хотя напрямую это так не называется. Никакого равенства тут нет, есть равенство возможностей, но это также не ново. Очень "удобно" - внешне все равны, каждый свой космос. Однако такой подход позволил развить определенные методы, интересные ментальные практики, которые не развивались столетиями у других. Статья и ответ крайне поверхностные...
Саид Шарикпулов, Будда часто повторял, что его учение только лишь о том, что возникают беспокойства и о том, как эти беспокойства убрать. Это главная буддийская цель. А средство достижения цели — развитие понимания о собственном сознании как о процессе, взаимообусловленном со всеми остальными процессами в мире. Кто пониже, кто повыше, кто бог, кто не бог — в буддийской традиции совсем неважно, так как эти вопросы не помогают убрать беспокойства, а скорее наоборот создают новые.
Мне всегда нравился буддизм и почти полностью согласен с автором, кроме пункта о едином творце. Из ничего, не может само появится что-то
Евгений Евгеньевич, буддисты считают, что ничто ниоткуда не возникает — не из ничего, не каким-то творцом. Сансарные миры существуют безначально, циклически разворачиваясь и схлопываясь. Если переводить эту модель на язык науки, то они считают, что большой взрыв расширяет вселенную до какого-то предела, а потом она обратно сжимается и так бесконечно.
"В буддизме считается, что привязанность к какому-либо учению ограничивает ум. Поэтому можем отделить все учения, призывающие руководствоваться только каким-то текстом или сводом правил."
Все теперь я Буддист. Ведь привязанность к писаному учению буддизма также считается Буддизмом ограничением ума, а следовательно настоящий Буддист свободен и от требований самого буддизма.
Ведь привязанность к писаному учению буддизма также считается Буддизмом ограничением ума
Это правда, но есть условие. Ум должен быть просветлённым, лишённым каких-либо омрачений, иллюзий, пристрастий. Только в этом случае человек полностью свободен от беспокойств и неудовлетворённостей. Тогда уже никакие тексты и обеты не требуются. Будда сравнивал это с пересечением реки на плоту. Когда человек доплыл до берега, он бросает плот на берегу, а не тащит его по суше на себе.
Буддизм это путь и чтобы пройти путь нужен плот. "Ум должен быть просветлённым, лишённым каких-либо омрачений, иллюзий, пристрастий" - это ведь уже ум Будды а не буддиста. Поэтому ваше условие - оно для признания себя Буддой, а не буддистом - ведь извне ваш ум никто не сможет оценить.
Алексей, признать себя буддой невозможно, потому что представление о себе, как о чём-то отдельном, сущностном, продлённом во времени — это иллюзия. Буддисты считают, что под личностью можно понимать только изменяющийся процесс, поток мгновенных конструкций элементов. Я настоящее не равно Я возникшему через мгновение. То есть, признание себя индивидуальной сущностью и просветление — это вещи противоположные.
Буддист — это человек, который опирается на мудрость по пути к цели просветления, но достигнув цели он отбрасывает всякие опоры. Это как человек, который учится плавать, пользуясь спасательным кругом. Но когда научился, он как бы присоединяет качество плавучести и свободен обходиться без круга.
Самое несовместимое с Буддизмом учение - иудаизм и его апофеоз Сионизм. Вся грязь мира собрана там. Поэтому государство в котором завёлся иудаизм, неизбежно гибнет.
Буддизм - религия неограниченной рефлексии. Другой такой нет. Ее пыталтсь использовать в своих интересах и фашисты, и дибералы, и католики, и православные и т.д. Не получилось.
... кстати, "К" некрасивая
Буддизм - просто изощрённое язычество, а несовместим он с монотеизмом
Мудрый еврей, божества в буддийских традициях — это не более чем разновидности существ. К философской системе описания мира в буддизме божества отношения не имеют и большой роли не играют. Можно даже не рассматривать реальность существования божеств и при этом быть буддистом.
Я,наверное, как и многие искала ответы на извечные вопросы,пока мне не попала в руки маленькая книжечка по любимой вселенной Звёздные Войны, книжечка называлась "Дао Звёздных Воин", в которой сравнивались философские идеи Звёздных Воин и даосизма/буддизма,и действительно в ней я нашла ответы на многие вопросы(а ведь книжечка маленькая,ок 160с при карманом формате,да и большей частью посвящена именно ЗВ). После этого я заинтересовалась буддизмом,в котором в маленьком четверостишие, мудрости больше,чем в десятках библий.человек утверждает,что он высшее существо на планете,но только(моё личное мнение) философия буддизма может открыть путь к этому,и ,возможно,к спасению планеты от "человека нынешнего".
"...Сознание буддизм определяет сочетанием атомов"? Не верно.
Вечное преображение, круговорот состояний. Это очень близко к диалектике природы в трактовке теоретиков марксизма, недаром Ф.Энгельс весьма интересовался буддизмом.