Низкая мотивация - не особенность только нынешнего времени. Так же, разные люди и в разное время могли по-разному трактовать этот термин.
Поэтому, важно рассматривать каждый случай отдельно. На уровень мотивации (то есть на наличие интереса, готовность вовлекаться в процесс) может влиять:
Быть вовлеченным в процесс обучения возможно, только если участнику или участнице комфортно на занятии, он или она не боится ошибаться (ошибки - это важная часть любого образовательного опыта), а еще, если сам процесс понятен и прозрачен.
Как мне пригодятся эти знания и навыки? Как я могу их использовать? По какому маршруту мы идем? Какой путь я уже проделал и что предстоит сделать? Чего и как я могу достичь? Как я могу влиять на процесс?
Обучение требует больших затрат и усилий. Возможно, что сейчас фокус приложения сил другой - например, ситуация, в которой находится ребенок, вызывает сильные эмоции и переживания, и на обучение не хватает сил.
Если у ребенка был негативный опыт пребывания в образовательном процессом ранее, то предпринимать новые попытки может быть сложно. Так же многие вещи могут быть неочевидны участникам - что значит сделать конспект? Как пересказать текст?