Для начала необходим интерес к литературному процессу как таковому, желателен также уже имеющийся багаж прочитанного для простоты понимания, чтобы вам легче было проводить аналогии, подбирать примеры.
Один мой замечательный преподаватель любил говорить, мол, влюбись в литературу, влюбись без памяти, без этого голая терминология съест тебе мозги. Формулировка дословная. И то правда, теоретики литературы, и почившие, и ныне живущие - жуть какие душные люди, все им классифицировать надо, обозвать каким-нибудь эдаким словом, зачастую заимствованным. А потом сидят студенты на паре по теории литературы, и глаза у них косятся, потому что словосочетания вроде "циклические пространственно-временные круги акмеизма" вызывают в их и без того малоподвижных извилинах микровзрывы.
В общем, любить это дело надо. И читать много. Лично в моем списке самых полезных штук пособия Валентина Хализева, "поэтика" Томашевского и видеолекции Валерия Подороги. Еще крутые ребята Тюпа и Аствацатуров. Коли все совсем "с нуля", не грех и к школьной программе вернуться, только к гимназической желательно.
И еще. Пожалуйста, забудьте слово "метафора". То есть, помнить о его существовании можно, но знайте, когда какой-нибудь школьник с довольным видом выводит "в этом тексте много интересных МЕТАФОР и ЭПИТЕТОВ, где-то далеко один несчастный преподаватель теории литературы выходит в окно.