Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какое ваше самое яркое культурное впечатление?

Выставка, постоянная экспозиция, арт-объект, лекция, перформанс, встреча.

Искусство и культураИскусство+4
Анонимный вопрос
  ·   · 850
Первый
Культурный антрополог, журналист, куратор в...  · 16 мар 2021  · method.place

Весна 2014-го, Московский Манеж, выставка «Золотой век русского авангарда». Мое путешествие в мир модернизма и первое знакомство с видео-артом.

KDSH3172.jpg.webp

Автор выставки, кинорежиссер Питер Гринуэй, проделал масштабную работу, подняв московское арт-пространство на один уровень с нью-йоркским и берлинским. Гринуэй позже с иронией отметит, что выставка отражает не только переломный момент в русской культуре, но и «передовое состояние музеологии в Москве».

18 подвесных экранов, которые превратили зал Манежа в высокотехнологичную кунсткамеру. Кинематограф, анимация, 3-D, архивные кадры и постановочные съемки, полотна начала XX века – и всё это наслаивается друг на друга. Одновременное использование нескольких экранов как художественный приём раскрывает новые грани картин и скульптурных объектов. С помощью мультимедийных технологий Гринуэю удалось «оживить» более тысячи шедевров русского авангарда. Синхронизированные изображения, связанные одной идеей, создали новую архитектонику формата «ликбез-интенсив». Сделали доступным для образного познания огромный пласт русской (и мировой) культуры.

Было ощущение, что ты оказался на шахматной доске, или на некоем подобие Олимпа, где над тобой спорят, откровенничают и рефлексируют цифровые боги. Кандинский отрицал сюжетность в живописи и высокомерно советовал искать ее в литературе, энергичный Эйзенштейн рассуждал о монтаже как о новом языке, а Маяковский после того, как отчеканил свое «Облако в штанах», трогательно обращался к своей Лиличке. Невероятное многоголосие, крупный план, фактурные лица. Прямой контакт со зрителем, оживление текста. Словно интервью в формате монолога, записанное в исповедальне.

MG_9403_s.jpg

Останавливаясь между этими огромными квадратами, казалось, что с тобой говорит Большой Брат из рекламы Ридли Скотта для Apple (благо, что никто не собирался разбивать экран огромным молотом) – только изображаемое было не зловеще отталкивающем, а живым, притягивающим и волнующим опытом. Образы людей тех дней обступали тебя, вели диалог друг с другом, и ты буквально оказывался внутри пространства воспоминаний, рассуждений об искусстве и революции, любовных треугольников, надежд и их краха.

Картинка и звук работали в сложном тандеме, которому бы позавидовал звукорежиссеры «Хрусталев, машину» и «Трудно быть богом». Голоса не сливались в безликий гул, не мешали друг другу – работа с аудио-составляющей частью была проделана столь же блестящая, как и с визуалом, хотя экраны и располагались в непосредственной близости друг от друга. Эффект был соответствующий - ты верил, что перед тобой живые люди, а не плоские картонки.

Послушать интервью Гринуэя о самой выставке и посмотреть ее отрывки можно здесь.

Вообще, Питер Гринуэй – мастер визуализации. Если говорить о его фильмах, то они абсурдистко-сюрреалистичны, в них кадр дополняется всевозможными элементами – геометрическими фигурами, схемами, картами. Словно рабочий стол архитектора. И всё это органично ложится в ткань повествования, в саму плоть картины. Важно подчеркнуть – Гринуэй считает, что современный человек страдает от визуальной неграмотности и яростно борется с этим, соединяя физиологическое и эстетическое в своих работах, будь то фильмы или экспозиции.

Если вы еще не знакомы с Гринуэем, советую исправить это, следуя по списку:

А здесь можно почитать о режиссерском стиле и художественных принципах – в самом эссе Питера.

Дмитрий Комаров Культурный антрополог, журналист, куратор в проекте МЕТОД.Перейти на facebook.com/methodplace
Помогаем найти смысл в простых словах, и...  · 20 февр 2021  · speakforme.ecwid.com
Отвечает
Юрий Веселов
Все началось, когда я поступил на дизайнера в институт, я тогда мало понимал куда я, попал и тот культурный шок, который я испытал встретившись лицом к лицу с искусством сложно описать. Наверное первое и яркое впечатление... Читать далее
Смысл нуждается в поддержке правильными словами.Перейти на speakforme.ecwid.com