Воспитывая своих пятерых детей, я опираюсь на следующие принципы и основы воспитания:
🟣Каждый ребенок приходит в этот мир уже уникальным и готовым.
Готовым – в том плане, что в нем уже все заложено. Вопрос только в том, чтобы создавать условия. Какие условия создам – такие всходы получу. Будет у меня сыро, серо и уныло – ничего толкового не вырастет. А если поливать, помогать, подбадривать – проявится все самое лучшее. Мы ведь часто мужа и детей воспринимаем как полуфабрикаты – что вырастет из него то, что я хочу. Поэтому важно быть бережными с мечтами детей.
🟣Не надо детей воспитывать.
Воспитание – это слово, корень которого – питание. А не строевая подготовка. Если воспринимать слово воспитание так, как это принято в обществе – воспитанный, невоспитанный, то я против.
🟣Нужно учиться быть матерью.
Наш мир такой, что мы все хотим что-то иметь – дом, работу, мужа, детей. Но совершенно не хотим быть. Не хотим учиться тому, чтобы быть женой, матерью. Такой вот побочный фактор эры потребления. Но если мы смещаем акцент с «иметь» на «быть» — это многое меняет. Например, мы понимаем, что если нас бесят наши собственные дети, то меняться надо нам.
Быть матерью – это искусство. Как найти взаимопонимание со своими детьми, как при этом не стать их заложницей и жертвой, как на себя оставить время, а на мужа – силы.
🟣У каждого ребенка своя судьба.
Все матери хотят для детей счастья. Только понимание того, что у каждого ребенка свой путь – помогает. Что ему нужно родиться именно так и именно сейчас (не в 40 недель по графику, а в 37 или в 43, и это нормально для него). Мама значит много. Но мама – не Бог.
🟣Защитить детей может только Бог.
Как и защитить беременность, дать легкие роды, здоровье и многое другое.
🟣На каждую ситуацию и каждого ребенка нужно смотреть чистым взором.
Это самое сложное. Без ожиданий, без ярлыков, без старых привычных шаблонов. Захотеть узнать своих детей поглубже. Как личностей. Какие они личности? Какие у них желания и таланты? Как они видят мир? Чего хотят? Что им нравится?
На одного и того же ребенка с каждым годом смотреть по-разному. Привыкаешь его видеть активным, и однажды можешь не заметить, что на самом деле он – чувствительный и интровертный. А ты по привычке его толкаешь в массы для общения.
Обнулять – хотя бы раз в год все, что ты знаешь о нем. Начинать с чистого листа. Что он умеет? Что он знает? Что ему нравится? Это удивляет. Оказывается, они умеют, знают и понимают больше, чем мы думаем.
🟣Дети как учителя.
Да, с каждым ребенком мы проходим школу. Настоящую школу жизни. У нас есть возможность узнать много нового о себе, о супруге, о мире. Мы учимся терпению, принятию, зрелости, цельности. Учимся снова радоваться, смотреть на мир широко открытыми глазами, удивляться, любить всем сердцем, нараспашку….
🟣Нельзя жить ради детей.
Это вредно и для вас, родителей. И для них. Пусть дети не будут центром вашей вселенной. Ведь однажды они повзрослеют и покинут вас.