Семь лет назад я обучалась по обмену в течение года в американской школе. Тогда Россия еще принимала участие в чудесной программе FLEX, которая предоставляла такую возможность. Я училась в обычной high school (в которую входят 9-12 классы). Я была в 11 классе (это называется Junior), и на тот момент мне было 16-17.
У меня опыт исключительно положительный, я никогда не сталкивалась с буллингом, а в Aмерике наблюдала исключительно доброе отношение подростков к одноклассникам с особенностями, т.е. к умственно-отсталым. При этом это была самая обычная школа в сельской местности, с реднеками (rednecks) в том числе.
Так как взяла ещё курс испанского для начинающих, который преподавали только в middle school (5-8 классы) по соседству, каждый четный день мне приходилось перед вторым уроком бежать на автобус и ехать из high school в middle school, где я училась испанскому с детьми с 5-7 классов. Тогда я узнала, как работают в американских школах по этому направлению.
Каждое четвертое занятие у нас начиналось с того, что наша преподавательница Сеньора Долорес зачитывала небольшую историю; была ли она достоверной или нет — неизвестно, да и не очень важно. Это была история травли какого-то ребенка, каждый раз с разными подробностями, «сюжетом», героями. После прочтения истории класс в группах, и потом все вместе, в течение 10 минут обсуждали пути решения проблемы, давали советы героям истории, рассуждали, как бы мы поступили, что следовало предпринять. Заканчивалось все тем, что преподаватель резюмировала, что так поступать нельзя, надо быть добрым, сочувствующим и в конце проговаривала те важные шаги, которые необходимо предпринять, в случае если а) ты стал жертвой травли, б) ты видишь, что кого-то буллят. И такие «пятнадцатиминутки» проводились регулярно.
Ко всему прочему, школьный кафетерий в middle school был полон плакатов и постеров на тему предотвращения буллинга.
Пример школьного плаката: «Школьные правила против буллинга. Мы не будем заниматься буллингом; мы будем стараться помочь ученикам, которые стали жертвами буллинга; мы будем включать учеников, которых другие легко оставляют в стороне; мы скажем взрослым в школе или дома, если мы станем свидетелями буллинга».
Пример школьного плаката: «Будь супергероем! Доложи о буллинге».