Эйзенштейн - советский Леонардо (а может быть, и вообще художник номер один в XX веке - одновременно великий творец и великий философ).
Без "Броненосца Потемкина", эпической истории о братстве людей, советское кино в целом могло и не состояться - фильм потряс и других великих артистов, среди которых столь разные авторы, как Билли Уайлдер, Штрогейм, Сэмюэл Беккет, Орсон Уэллс и Чаплин.
В "Октябре" Эйзенштейн пытается понять психологическую природу Октябрьской революции и подчеркивает ее народный характер (Ленин, Троцкий, Антонов-Овсеенко даны как второстепенные персонажи, главное место отведено коллективному герою - народу).
"Генеральная линия" - один из первых российских фильмов об освобождении женщины (сцена с сепаратором и балет тракторов - возможно, апофеоз русского авангарда).
В "Бежином луге" (реставрированном как фотофильм) СМЭ, основываясь на сюжете из советской действительности, создает библейских масштабов притчу о борьбе юности и хтонической архаики (очень актуальное зрелище).
В "Александре Невском" Эйзенштейн (насколько я понимаю) ищет образ идеального политика и объединителя страны (в конце тридцатых в советском кино создавались ленты-биографии "советских святых" - Эйзенштейн отвечает на это созданием биографии настоящего православного святого).
Последний фильм СМЭ, "Иван Грозный" - это советская версия "Макбета", фильм о человеке во власти, который разрушает себя и страну, обращенный непосредственно к Сталину и сделанный по его заказу. Снимая эту картину, Эйзенштейн говорил: "Это будет первое в истории самоубийство фильмом".