Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в СССР было хорошее образование? Как сильно образование того времени развивало человека как личность, а не как робота?

ОбразованиеИстория+2
Goga Рабочий
  ·   · 41,7 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 24 янв 2018

Вспоминаю сюжет из собственной жизни. Молодой педагог, который вел у нас в институте занятия, рассказывал, как учился в советском вузе, где студентов обязывали читать труды Ленина и на их основе производить любое знание в любой дисциплине. Так вот, они писали два-четыре листа псевдонаучных рассуждений с цитатами из ленинианы в качестве преамбулы и вывода, а в середину клали стопку листов, с переписанными главами из запрещенных тогда "Бесов" Достоевского. Я надеюсь, вы знаете, что в советское время Достоевский считался нежелательным автором, а "Бесы" были запрещены и изъяты (как и многие другие произведения русских и нерусских классиков) из публичного доступа?

А также был фактически недоступен огромный объем западных научных публикаций, причем не только по идеологическим причинам (хотя и по ним тоже), а банально из-за отсутствия ресурсов. А также были недоступны и актуальные советские книги: типовых учебников хватало, но рекомендуемые преподавателями монографии и сборники часто оказывались в одном-двух экземплярах на поток. Изучать их можно было только в читальном зале по очереди. 

Большие библиотеки выписывали иностранную литературу, но она обычно оседала за разного рода барьерами-ограничителями типа "профессорский читальный зал" и т.д. Про фатальное для советского ученого сообщества незнание иностранных языков даже говорить не буду, об этом и так все знают. Узкая группа допущенных университетских или академических специалистов могла пользоваться современными источниками, но обязаны была их критиковать, перерабатывать в соответствии с требованиями марксизма-ленинизма, то есть буквально заниматься демагогией. Одним из следствий такого подхода можно назвать, например, уничтожение научных школ в области гуманитарных наук. А следствием следствия - преподавание в вузах и институтах устаревших, доктринально одобряемых, но жизненно бесполезных знаний.

Надо понимать, что бренда "советское образование" не существует. Образование в СССР было как и во всем мире изменяемой переменной, состоящей из разных, часто импортных компонентов. Базовая идея школьного образования (классно-урочная система, деление на четверти, предметы и уровни) была придумана Песталоцци и его последователями, среди которых были и русские народники-просветители. Вузовская система, включая ту самую любимую парадигму "сначала общие знания, потом специализация" придумали немцы еще в XVIII веке. Мы ее усвоили через группу геттингенских профессоров, приглашенных в начале XIX в Московский университет.

Тогда же была выработана идея преемственности: начальная школа должна давать знания, достаточные для поступления в гимназию или реальное училище; гимназия должна давать знания, достаточные для поступления в университет, реальное училище - для поступления в инженерно-технические вузы.

Что собственно советского было в этой системе? Ответ простой: социальная компонента. Отсутствие сословных дефиниций, мальчики учатся с девочками, всеобщность и бесплатность образования (кстати, при Сталине некоторое время образование, включая школьное было платным). Однако все это не советские придумки, например, всеобщность и бесплатность - это протестантская тема, освоенная еще в XVIII веке в Шотландии, а затем и в других странах. Советы унифицировали среднюю школу, слив в одно начальную школу, реальные училища и гимназии. Опять же не оригинальная идея.

Что касается личностного развития, о котором вы пишете, то это скорее декларация, так как развитие личности могло идти в очень узком русле партийных интересов. Если сказать грубее, личностями считались только индоктринированные, погруженные в коммунистическую идеологию и нагруженные соответствующими риторическими шаблонами товарищи. Развиваться помимо партийных интересов считалось либо хулиганством, либо вредительством и в зависимости от ситуации человека могли либо пожурить, либо отправить по уголовной статье в места не столь отдаленные.

Результаты советского образования можно наблюдать прямо сейчас - косное черно-белое мышление, неспособность воспринимать мир в его многогранности, отсутствие моральных ценностей, демагогия вместо риторики, нью-эйдж вместо метода, страх перед публичными дискуссиями, мизантропия по любому даже мелкому поводу, неспособность не то что принять, но даже услышать чужое мнение. И я понимаю, в современном открытом мире постсоветским людям неуютно, они чувствуют себя неуверенно и поэтому пытаются дискредитировать настоящее.

В защиту советской систему могу сказать, что многое зависело от конкретных педагогов и там, где замшелая идеология не приживалась, рождались интересные и перспективные явления. Были у нас очень неплохие и профессиональные учителя, которые соответствовали самым строгим мировым стандартам. Однако они появлялись скорее вопреки системе, нежели благодаря ей.

1 эксперт согласен
Я лично нисколько  не удивляюсь тому, что  литераторы и люди ушедшие в литературу  в реальности очень мало... Читать дальше

Реплика про "мало образованных литераторов" - отличный пример того, что говорилось в топике.

Отличный ответ, подпишусь под каждым словом!

Единственное что хотел добавить: результатом советского и российского человека является  своего рода размазанность знаний, порождающая страшную кашу в голове. Т.н. "общая образованность" ("Начитался книг"), которая сочетается с отсутствием базовой способности четко и логично выражать свои мысли. Нашего человека, особенно взрослого, сложно даже научить писать простое эссе по-английски с во-первых, во-вторых и в-третьих Я уж не говорю про базовые навыки critical thinking. Хотя вы это косвенно в принципе тоже упомянули :)

косное черно-белое мышление, неспособность воспринимать мир в его многогранности, отсутствие моральных ценностей

это не сугубо пост-советская проблема

Массовое образование в мире - недавнее явление. Эдак, в веке 20, начало распространяться. Глупо от этой базы ожидать чего-то экстраординарного, и ожидать какого-то доминирования интеллектуалистов вместо условных люмпен-элементов. 

Ограниченность, черно-белое мышление, неспособность воспринимать явления в их многогранности, беспринципность это, в принципе, характерно для большинства обывателей по всему миру. В странах мира, Различается степень развития "интеллектуального капитала", степень самостоятельной инициативы какого-то процента лиц. 

Запомните: По-настоящему хорошее образование, в конце-то концов, массовым быть не может по определению, просто потому что культвировать уровень условного Оксфорда по всему миру - нерентабельно,хотя в советских условиях, общий уровень образованности масс в совокупности определённо лучше, чем то, что было в империи, и обыватели (то есть, суть, потомки крестьян, потомки бедняков) каких-то 100 лет назад и сейчас - небо и земля. 

Прежде чем чего-то критиковать, пожалуйста, указывайте, какую фокус-группу вы имеете в виду. Я тут вижу что? Я вижу некорректное обобщение. Я не понимаю, зачем указывать на обывателей, на большинство, это совершенно неадекватно. Лучше бы вы поставили это всё в адекватный контекст. 

Нужно обращать внимание про то, какие научные сферы в академической среде развивались, а какие стагнировали.

Хобби это не то что только приносит удовольствие, но создает ценность и дает какую-то пользу. Например играя в стратегии можно развить логику и выработать тактичность. Играя в CS.GO выучить английский и т.п.

Андрей, хобби не обязано приносить пользу.

Считаются, но не всеми, ибо пропаганда луддитов и политиков, желающих обозначить внешнего врага.

еще как считаются главное чтоб графика была хорошая тогда ты про геймер

Во- первых 90-е это не 70-е и даже не 80-е, люди ужк стали терять ориентиры. Во-вторых надо знать, что советские люди привыкли доверять прессе и ТВ. А образование все-таки было получше, разностороннней.

Интересно, а религиозная вера не является признаком хренового образования, уровень достоверности одинаковый.

финансы, самоменеджмент, психология управления  · 25 авг 2021
Конечно в СССР было качественное, разностороннее, развивающее образование. Качество образования определяется уровнем знаний, которые остаются у человека на долгие годы. Люди получившие образование в советские времена обладают... Читать далее
Согласен с Игорем Григорьянцем, но хочу несколько развернуть ответ. Дело в том, что принцип образования в СССР был... Читать дальше
Я филолог-германист, специалист в области...  · 28 апр 2022
Любое образование зависит от выбора его получателя. Можно собрать в один класс 30 учеников, дать им лучших преподавателей, но это не значит, что мы получим на выходе 30 ломоносовых. И наоборот: несмотря на все препятствия... Читать далее
Первый
Учитель математики 36 лет. Преподаватель...  · 31 мая 2021
Процесс обучения был индивидуальным. Выходишь к доске и никто тебе не поможет. Тебя выспросят по всему материалу. Поэтому человек развивался, как личность, а не как часть стада, что наблюдается сегодня. Кроме того, давался... Читать далее
Пенсионер   · 20 апр 2020
Образование в СССР было вполне адекватным уровню развития советского общества, науки и техники. Его особенностью была некритичность выпускников к качеству полученных знаний, поскольку никакой конкуренции на рынке труда не было... Читать далее
1 эксперт согласен
Ответ вводит в заблуждение и не соответствует действительности! Во первых скорочтение было известно ещё до... Читать дальше
Диванный философ, по совместительству инженер  · 7 июл 2021
Если кратко о качестве советского образования - оно было одним из лучших по соотношению качество/доступность. Оно конечно уступало элитным английским частным школам например. Но вот только образование в элитной школе доступно... Читать далее
Первый
Я считаю, что советское образование было лучше. Во-первых, тем, что учителей не гнобили таким количеством ненужных бумаг и отчетов, что они переставали видеть в детях личностей как сейчас. Во-вторых, учебники были более... Читать далее
1 эксперт согласен
образование советское принимали только людоеды в Африке, сейчас весь мир принимает, разница есть наверно ? , к... Читать дальше
Музыка, кино, 90е, астрономия, история, политика  · 6 сент 2021
Да, конечно, разница есть. Я никогда не стану разговаривать с человеком матом, только с близкими и по теме,потому как мат - это,не побоюсь этого слова,гордость русского языка. Но молодёжи лучше его не применять вообще,потому... Читать далее
1 эксперт согласен
Еще надо учитывать то, что раньше и деревья были больше, и трава зеленее...В общем, времена не выбирают, в них... Читать дальше
Пенсионер. Образование высшее.   · 28 мая 2021
Я училась с 60 по 70-е годы. Считаю, что учителя были более профессиональные, чем сейчас, мало того, они были заинтересованы в своих показателях и были воспитателями, почти вторыми родителями. Мне было интересно на уроках... Читать далее
1 эксперт согласен

Ответ основан на собственном опыте, считаю достоверным

Сергей Федяев. Работаю на шахте, занимаюсь докуме...  · 17 июн 2020
Именно советское образование дало много специалистов, давших стране и миру много достижений. Конечно, сейчас посыпятся вопросы: Имена, Факты и т.д. Видите сами. А то, что многие "заряжали" воду и т.д., можно считать экспиременто... Читать далее

Занимаетесь документацией? - "экспИрЕмент".