К сожалению, это так и есть. В любой стране описание исторических событий основывается на приоритете собственных заслуг (достижений), то есть таким образом создается этноистория. Аналогичный алгоритм используется и при описании событий Второй мировой войны.
Если совсем коротко, то получается, что война началась с Польши, но была закончена благодаря действиям Англии и США. Если сравнивать школьные учебники в Европе, Америке и Японии, то они все по-разному трактуют причины, содержание и последствия данной войны.
- Если посмотреть в британские учебники, то мы увидим, что главные события разворачивались в 1942 году. По мнению авторов этих книг, именно в этот период основные сражения происходили между королевскими войсками и враждебными государствами (Италией, Нормандией, Северной Африкой). А роль СССР ограничивалась действиями только на Восточном фронте. В то же время подробно, многостранично описывается битва англичан на фронтах для сохранения ценностей демократии и либерализма, ликвидации в мире диктатуры и тоталитаризма. Британские историки подчеркивают исключительную роль Великобритании в победе над фашизмом.
- Французские ученики изучают учебники по истории, в которых излагается обоснование ведущей роли сражений 1942 года, когда США открыли второй фронт. По мнению французских историков, главные события происходили на Тихоокеанском побережье, Северной Африке и, в последнюю очередь, в Сталинграде. И только благодаря американцам, которые применив атомное оружие против Японии, война закончилась.
- Что касается книг по истории Германии, то тема по Второй мировой войне в них появилась лишь в конце 60-х годов, а после объединения страны усилилась риторика о мирном характере немецкого народа. В то же время во всех учебниках осуждается нацизм (что уже неплохо) и говорится, что война закончилась восьмого мая (что справедливо не может не радовать русских, хотя факт не совсем корректный).
- В Польше считают, что война началась в сентябре 1939 года, когда вначале Германия напала на них, а затем Советский Союз оккупировал восточную часть страны. В учебниках подчеркивается ведущая роль американской армии. Конечно же, особый акцент сделан на событиях в Катыни и Волынской резне.
- Американские учебники по истории подробно излагают собственную трактовку роли США во Второй мировой войне. Для них главным врагом в этой войне определена Япония, а апофеозом военных событий служит водружение звездно-полосатого флага на горе после захвата Иводзимы.
- В японских учебниках написано, что Советы напали на Японию, несмотря на ее готовность капитулировать девятого августа 1945 года. В них также подчеркнуто, что Советский Союз отобрал у Японии территорию Южных Курил. Описывается и разгром Квантунской армии.
Можно сказать, что преподавание истории воплощает государственную идеологию: подчеркивая одни выгодные факты и скрывая иные. В данном случае, во Второй мировой войне, очевидна и бесспорна победная, решающая роль Советского Союза, которую невозможно скрыть ни в одном учебнике.