Понятно, что исламские власти сходятся в том, что пророк Мухаммад и все остальные пророки являются безупречными и безгреховными, поэтому не могут подвергаться никакому осмыслению - следовательно изображать нельзя. Но в истории есть немало примеров изображений пророка.
Начнем с того, что в исламская живопись и все что с ней связано очень щекотливая и деликатная тема. Однако, как и в любом вопросе, которые касаются религии, бывают исключения. Мусульманам требовалось яснее и понятнее изобразить жизнь пророка и события связанные с его жизнью, поэтому начиная с 14 века мы можем встретить ряд миниатюр и других произведений искусства, на которых присутствует пророк.
Традиция восточной живописи перешла в Ислам с монголами. В начале 14 века изображение пророка никак не указывало на его святость. О ней может свидетельствовать лишь увеличенная по сравнению с другими образами фигура Мухаммада. То есть статус пророка на миниатюрах 14 века практически никак не выделяется. У него как и других персонажей на голове чалма белого цвета, зеленого или синего цвета арабское одеяние, накидка – джубба.
https://pp.vk.me/c629101/v629101115/24706/7Ug-RnyLrh4.jpg
Позже к образу пророка добавится ореол пламени.
https://pp.vk.me/c629101/v629101115/246fe/eirLB-x8s7Q.jpg
Миниатюра выше - Персия, 17 век. Копия миниатюры 14 века. Дата неизвестна
Очень интересно то, что художники с определенного момента перестают рисовать лицо пророка или изображают его покрытым. Путем нанесения завес на лица и предметы происходило символическое утверждение, таким образом мусульмане стали подчеркивать этическую ценность объекта. Символизм заключается в том, что человек не может познать объекта в силу несовершенства своих природных качеств. Божественная природа у мусульман непостижима, поэтому на многих миниатюрах отсутствует лик пророка. В статье Ш. Шукурова об проблемах в изобразительном искусстве ислама мы можем встретить отличный пример с отсылкой к средневековому поэту Камалу Худжанди:
Без-знаковость (отсутствие облика) есть знак Божьего Человека.
Покрытие завесой лишает наблюдателя возможности полноценной вербальной или визуальной коммуникации.
Вот, например, Мухаммад в Каабе. 1595.
https://pp.vk.me/c629101/v629101115/24714/lhQqvabO7rs.jpg
Мухаммад герой разноликий. Его образ, как можно наблюдать, сопровождается заменой костюма, его цвета, и прочих деталей. Такая практика, как отмечают исследователи присутствовала в изобразительном искусстве ислама с XIV по XIX века. Сформировалось две традиции: одни изображали пророка с завесой на лице, другие же старались открыть лицо, подчеркнуть его черты.
Это Мухаммед, изображённый с закрытым лицом. Иллюстрация Сиери Неби, XVI век
https://pp.vk.me/c629101/v629101115/2471b/NHtleWlarf0.jpg
Есть примеры полного исчезновения фигуры пророка, к примеру, при совершении им Ми’раджа. Однако отсутствие фигуры не меняет смысла происходящего, а лишь придает изображению некоторую сакральность. Подобное смешение изобразительных приемов есть показатель того, что художники при изображении миниатюр отрицали полноценную идентификацию персонажа. О том, как выглядел пророк, мы никогда не узнаем, потому новые изображения чаще всего отрицают предыдущие. Многоликость – это идея мусульманского изобразительного искусства, которая утверждает невозможность передачи черт лица пророка. Авторы тем самым говорят о невозможности передачи образа, так как совершенный облик непередаваем.
https://pp.vk.me/c629101/v629101115/2470d/bUl6HMU0Xvk.jpg
Мирадж. Датировка изображения: 1539-1543 годы.
Конечно, есть часто цитируемые отрывки египетских биографов о внешности пророка, однако значение для мусульман в первую очередь имеет само учение, то, что Аллах ниспослал Мухаммаду. Конечно, Миниатюры были созданы для духовного сопричастия, но их значение в целом, не так велико.
Ответ на вопрос о том, откуда пошла традиция многоликости и особенно покрытия лица завесой, следует искать у фольклористов. Они связывают это с древними традициями изоляции царей от посторонних глаз или закрытием их лика. Таким образом происходило накопление магических сил, в исламе – это духовные ценности. М.М. Бахтин вообще писал о том, что четкие портретные изображения уничтожают образ и мы видим «лица людей, которые уже все сказали и как бы умерли» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1970). Поэтому, изображая пророка в разных образах даже в наши дни, мы продолжаем традиции исламского изобразительного искусства.
Известно, что Коран молчит по вопросу целесообразности изображения пророка. Однако есть конкретные примеры сборников рассказов и высказываний Мухаммада – хадисов. Эти высказывания имеют разную интерпретацию, поэтому в одной части религиозных общин изображения получили широкое распространение, а в других изобразительное искусство было полностью запрещено.
https://pp.vk.me/c629101/v629101115/24722/Z_EXEugAQns.jpg
Это уничтожение идолов Каабы. Мухаммад представляется в виде пылающего ореола. 1808 год. Универсальный вопрос - наследие средневековой культуры – это переход от общего к частному и наоборот. Единичность сменяется множественностью.
Резкое недовольство большинства распространением подобных изображений, и, вероятно, в связи с этим мы наблюдаем отсутствие лица пророка привело в результате к отказу от подобных форм изображения. Однако в целом, причины исчезновения мусульманской миниатюры мало связаны с массовыми восстаниями мусульман. С причинами можно подробнее ознакомиться здесь
http://alfarabinur.kz/kultura-vostoka/iz-istorii-musulmanskojj-miniatyury.html
Но тем не менее, к исчезновению такого искусства в мусульманской культуре это не привело. Наоборот, крупные музеи мира имеют огромные коллекции материалов по искусству в исламе, в том числе миниатюры с изображением пророка.
Дело не в непогрешимости и безупречности пророков, как тут написали выше. В Исламе в принципе запрещено изображать любых одушевленных существ в связи со строгой доктриной Единобожия.
И что тогда будет? Что человеку за это будет?
папробавал бы ты сказать это в мичети))))))