Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в Исламе запрещено изображать пророков?

ОбществоРелигия+1
Sima Orekhanov
  ·   · 9,0 K
бывший главный редактор TheQuestion, админ...  · 19 нояб 2015

Понятно, что исламские власти сходятся в том, что пророк Мухаммад и все остальные пророки являются безупречными и безгреховными, поэтому не могут подвергаться никакому осмыслению - следовательно изображать нельзя. Но в истории есть немало примеров изображений пророка.

Начнем с того, что в исламская живопись и все что с ней связано очень щекотливая и деликатная тема. Однако, как и в любом вопросе, которые касаются религии, бывают исключения. Мусульманам требовалось яснее и понятнее изобразить жизнь пророка и события связанные с его жизнью, поэтому начиная с 14 века мы можем встретить ряд миниатюр и других произведений искусства, на которых присутствует пророк.

Традиция восточной живописи перешла в Ислам с монголами. В начале 14 века изображение пророка никак не указывало на его святость. О ней может свидетельствовать лишь увеличенная по сравнению с другими образами фигура Мухаммада. То есть статус пророка на миниатюрах 14 века практически никак не выделяется. У него как и других персонажей на голове чалма белого цвета, зеленого или синего цвета арабское одеяние, накидка – джубба.

https://pp.vk.me/c629101/v629101115/24706/7Ug-RnyLrh4.jpg

Позже к образу пророка добавится ореол пламени.

https://pp.vk.me/c629101/v629101115/246fe/eirLB-x8s7Q.jpg

Миниатюра выше - Персия, 17 век. Копия миниатюры 14 века. Дата неизвестна

Очень интересно то, что художники с определенного момента перестают рисовать лицо пророка или изображают его покрытым. Путем нанесения завес на лица и предметы происходило символическое утверждение, таким образом мусульмане стали подчеркивать этическую ценность объекта. Символизм заключается в том, что человек не может познать объекта в силу несовершенства своих природных качеств. Божественная природа у мусульман непостижима, поэтому на многих миниатюрах отсутствует лик пророка. В статье Ш. Шукурова об проблемах в изобразительном искусстве ислама мы можем встретить отличный пример с отсылкой к средневековому поэту Камалу Худжанди:

Без-знаковость (отсутствие облика) есть знак Божьего Человека.

Покрытие завесой лишает наблюдателя возможности полноценной вербальной или визуальной коммуникации.

Вот, например, Мухаммад в Каабе. 1595.

https://pp.vk.me/c629101/v629101115/24714/lhQqvabO7rs.jpg

Мухаммад герой разноликий. Его образ, как можно наблюдать, сопровождается заменой костюма, его цвета, и прочих деталей. Такая практика, как отмечают исследователи присутствовала в изобразительном искусстве ислама с XIV по XIX века. Сформировалось две традиции: одни изображали пророка с завесой на лице, другие же старались открыть лицо, подчеркнуть его черты.

Это Мухаммед, изображённый с закрытым лицом. Иллюстрация Сиери Неби, XVI век

https://pp.vk.me/c629101/v629101115/2471b/NHtleWlarf0.jpg

Есть примеры полного исчезновения фигуры пророка, к примеру, при совершении им Ми’раджа. Однако отсутствие фигуры не меняет смысла происходящего, а лишь придает изображению некоторую сакральность. Подобное смешение изобразительных приемов есть показатель того, что художники при изображении миниатюр отрицали полноценную идентификацию персонажа. О том, как выглядел пророк, мы никогда не узнаем, потому новые изображения чаще всего отрицают предыдущие. Многоликость – это идея мусульманского изобразительного искусства, которая утверждает невозможность передачи черт лица пророка. Авторы тем самым говорят о невозможности передачи образа, так как совершенный облик непередаваем.

https://pp.vk.me/c629101/v629101115/2470d/bUl6HMU0Xvk.jpg

Мирадж. Датировка изображения: 1539-1543 годы.

Конечно, есть часто цитируемые отрывки египетских биографов о внешности пророка, однако значение для мусульман в первую очередь имеет само учение, то, что Аллах ниспослал Мухаммаду. Конечно, Миниатюры были созданы для духовного сопричастия, но их значение в целом, не так велико.

Ответ на вопрос о том, откуда пошла традиция многоликости и особенно покрытия лица завесой, следует искать у фольклористов. Они связывают это с древними традициями изоляции царей от посторонних глаз или закрытием их лика. Таким образом происходило накопление магических сил, в исламе – это духовные ценности. М.М. Бахтин вообще писал о том, что четкие портретные изображения уничтожают образ и мы видим «лица людей, которые уже все сказали и как бы умерли» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1970). Поэтому, изображая пророка в разных образах даже в наши дни, мы продолжаем традиции исламского изобразительного искусства.

Известно, что Коран молчит по вопросу целесообразности изображения пророка. Однако есть конкретные примеры сборников рассказов и высказываний Мухаммада – хадисов. Эти высказывания имеют разную интерпретацию, поэтому в одной части религиозных общин изображения получили широкое распространение, а в других изобразительное искусство было полностью запрещено.

https://pp.vk.me/c629101/v629101115/24722/Z_EXEugAQns.jpg

Это уничтожение идолов Каабы. Мухаммад представляется в виде пылающего ореола. 1808 год. Универсальный вопрос - наследие средневековой культуры – это переход от общего к частному и наоборот. Единичность сменяется множественностью.

Резкое недовольство большинства распространением подобных изображений, и, вероятно, в связи с этим мы наблюдаем отсутствие лица пророка привело в результате к отказу от подобных форм изображения. Однако в целом, причины исчезновения мусульманской миниатюры мало связаны с массовыми восстаниями мусульман. С причинами можно подробнее ознакомиться здесь

http://alfarabinur.kz/kultura-vostoka/iz-istorii-musulmanskojj-miniatyury.html

Но тем не менее, к исчезновению такого искусства в мусульманской культуре это не привело. Наоборот, крупные музеи мира имеют огромные коллекции материалов по искусству в исламе, в том числе миниатюры с изображением пророка.

Первый
Филолог-лингвист, историк, мусульманка  · 25 нояб 2015

Дело не в непогрешимости и безупречности пророков, как тут написали выше. В Исламе в принципе запрещено изображать любых одушевленных существ в связи со строгой доктриной Единобожия.

Любитель истории  · 3 мар 2016
Запрещается изображать не только пророков,но и обычных людей,потому что изображение живых существ является запретным.есть множество хадисов в которых говорится :если кто либо из вас нарисует или изобразит живое существо,то на... Читать далее

И что тогда будет? Что человеку за это будет?

Отвечу на вопросы об Исламе.   · 5 дек 2020
При вынесении фетв, касающихся изображений, прежде всего, необходимо смотреть, может ли это стать предметом поклонения или нет. Изображение людей и предметов, которые могут стать предметом поклонения или наделения святостью, а... Читать далее
Ремонт Телефонов   · 10 июл 2020
Правда, и вообще одушевленые существа запрещено рисовать . Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения самая жестокая кара ждет тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении». Среди... Читать далее
сразу подцепиш некую заразу типа эболла. и тебе...  · 20 нояб 2015
на сколко я знаю ислам запрещает рисоват на стенах мичете человечески образ.но можно рисовать животных ,природу разные орнаменты.надо пологать на это были основания у тех кто решал этот вапрос.думая сделоно это потаму чтоб... Читать далее

папробавал бы ты сказать это в мичети))))))