Поскольку Российская Империя была соперником Австро-Венгерской, то на территориях, населённых русинами, австрийцы имели проблемы с нелояльностью местного населения.
При этом рост самосознания местного населения развивался по двум векторам - москвофильскому и украинскому.
Первое течение считало местных русинов частью русского народа. Воспринимало русский язык как кодифицированную версию различных диалектов выросших из единого древнерусского языка. И считало его изучение нормой. Считало Россию естественным наследником домонгольской Руси, а православие московского патриархата истинной верой.
Второе течение - украинское - было порождено несколькими веками ранее. У его истоков стояли поляки, пытавшиеся защитить свои Восточные Кресы от захвата и ассимиляции русскими в эпоху борьбы за Украину между Москвой и Варшавой. Идеологически контроль Польши над этой территорией обосновывался тем, что здесь де обитает не тот же народ, что в России. Эта идея была подхвачена и собственно частью украинской/малоросской элиты. Частью из-за реального роста местного самосознания = понимания своей непохожести на "московских русских". Частью из-за стремления местных элит таким образом закрепить свою власть на этой территории = только мы настоящие местные, только мы должны управлять этими землями.
Это движение в целом заключалось в понимании малоросов-украинцев как отдельного народа. И занималось созданием нового украинского языка. То есть сбором из местных диалектов новой языковой нормы.
При этом эта норма пересоздавалась много раз. От нормы близкой записям Гоголя она постепенно мигрировала к Шевченко и Котляревскому и далее в сторону "меньше русизмов - больше полонизмов".
Поскольку в ту пору было только две славянских нации, имевших достаточную политическую независимость, то было только два полноценно развитых языка, имевших на них полноценную литературу - делопроизводство, церковная, художественная - польский и русский. Из-за этого при создании нового полноценного современного языка было неизбежно заимствование целых пластов лексики именно из этих - двух развитых, кодифицированных языков.
При этом лично мне было интересно раз за разом читать как более старые украинизаторы = создатели старых норм языка - раз за разом критиковали новых = создателей новых норм украинского языка за то, что они делают язык непонятным для простого народа, отдаляя лексику от реально используемых говоров на основной территории Малороссии.
Создавали "книжный", неживой язык.
Так вот, именно на территории, не входящей в Российскую Империю, и произошли основные столкновения этих двух идей - единости и отдельности народов. "Москвофилов" и "украинцев".
Роль австрийцев в том, что они на политическом уровне поддержали течение украинцев. Москвофилы всячески щемились на всех уровнях. В итоге дошло даже до лагерей смерти - самым известным из которых был Талергоф, где уничтожались все те, кто были замечены в "москвофильстве", под которым понималась и сама идея единства местных русин и русского народа. Украинцы же пользовались поддержкой и финансированием.
Так с помощью австрийской власти сторонники единства - единого народа - на этой территории были вычищены. Превратившись из большинства в меньшинство.
Поэтому говорить о том, что австрийцы создали украинцев как идею - неверно. Они лишь воспользовались уже существовавшими идеями (у истоков которых я бы поставил поляков и украинскую "ополяченную" знать), чтобы закрепить эту мысль в качестве основной на подконтрольной им территории.
И до сих пор именно эта поставстрийская часть современной Украины - Галичина - и сохраняет тот же вектор, где украинскость = ярко выраженная антирусскость. И поскольку именно эта идеология позволяет максимально отдалить Украину от России именно такая версия украинской идентичности доминирует в политикуме.