Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что таланта не существует и есть просто выработанная в течение определенного времени предрасположенность, связанная с индивидуальным развитием?

ПсихологияОбразование+3
Ярослав Афанасьев
  ·   · 5,0 K
Псехолух, офисный таракан и алкоголик. Больше не...  · 20 мар 2019

Краткий, насколько это возможно, экскурс в психологию способностей, а затем ответ на ваш вопрос.

ЭКСКУРС

Итак, вы пишете про предрасположенность, дескать это что-то выработанное. Предрасположенность — она на то и «пред-», что заложена заранее. До рождения. Поэтому словосочетание «выработанная предрасположенность» — бред сивой кобылы. Не только с точки зрения психологии, а вообще. 

Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков (Теплов Б. М.). Из этого определения вытаскиваем несколько важных моментов: 

  1. Индивидуально-психологические — в общем-то, и так понятно о чём речь, но тут есть важное уточнение: они несводимы только к генетике. 

  2. Не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям — то, что я хорошо решаю математические задачки, не означает наличия у меня математических способностей. 

  3. Могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков — это ключевой момент. Когда мы говорим, что у человека способности, мы подразумеваем у него не наличие знаний и умений, а способность их быстро усвоить и приобрести. То есть математическая способность — это не врождённая способность решить интеграл, а комплекс задатков, благодаря которым человеку просто освоить математику, и без процесса освоения о существовании способностей говорить смысла нет. 

А задатки — это сугубо биологические вещи, например быстрое время реакции.

Навыки — это уже приобретённое умение, развитое. То, что я умею сейчас. Они статичны. 

На примере музыки: из биологических задатков (большой диапазон слышимых частот, хорошая дифференциация слуховых клеток, объём слуховой коры и повышенная возможность клеток этой коры удерживать ритмическое возбуждение, ........) формируется музыкальная способность, которая выражается в том, что ребёнку со всеми этими генетическими штуками проще овладеть музыкой, чем тем, у кого этих генетических штук нет. Ну то есть, кто вероятнее станет музыкантом: тот, кому проще различать ноты, или кому сложнее? Из этого, при развитии способностей, формируются навыки и умения, как возможность успешного выполнения той или иной задачи.

И тут мы подходим к самому интересному: ОТВЕТ НА ВАШ ВОПРОС

Биологическое или социальное? Генетика или среда? Врождённое или приобретённое? Вы ведь хотели услышать ответ на этот вопрос, верно? 

Если да, то получайте плохую новость:

И врождённое, и приобретённое в способностях есть. Врождёнными факторами (гены + период вынашивания) объясняется порядка 50% различий в популяции касаемо способностей. Остальное — примерно пополам на разделённую и совместную среду (это термины близнецовых исследований: совмещённая среда — общая для близнецов, вроде влияния родителей, а разделённая, соответственно, разная для каждого, напр. разный круг общения).

Хорошая новость:

Психогенетика — это наука популяционная, про отдельных людей она не говорит. В ней мы рассуждаем категориями «в среднем по больнице». Вроде того, что из тысячи дальтоников художниками станет меньше людей, чем из тысячи не дальтоников, и примерно этой разницей определяется генетический вклад. Однако про каждого конкретного человека из этих групп мы ничего сказать не можем. У тебя хорошее цветовосприятие, значит ты станешь художником? А если нарушено, то не станешь? Да? Нет? Мы не знаем. 

Как я уже сказал, способности существуют в развитии. Одни задатки и способности компенсируются другими. Можно стать хорошим музыкантом, не имея врождённых особенностей слухового восприятия или способности к абсолютному слуху. Можно стать художником, не различая цвета. Всё зависит от того, развиваете вы навык или нет. Компенсируете ли вы отсутствие одной способности наличием другой? Стремитесь ли вы выработать навык?

P.s. Талант — это, к слову, одна из высших стадий развития способностей. Способности + постоянное развитие = феноменальные навыки (т.е. талант). 

Так что, можно сказать, что таланта нет. Вернее, врождённых талантов нет, как и нет специфически врождённых способностей: нет врождённой способности к музыке, есть определённые особенности структурной организации мозга, которые облегчают индивиду овладение тем или иным навыком. Будет ли он его развивать? Зависит от условий среды. Купит мама учебник по математике своей дочери, если увидит, что у неё получается решать задачки, или скажет «ну она же девочка» и даст в руки куклу? Будут ли у самой девочки склонности к математике? Предпочтёт ли она сама учебник?

А Гальтон вообще определил талант как меру развития способностей, которая редко встречается в популяции. Типа, если у нас в популяции только 1% людей рисуют кружочек ровно — это талант. Если это делают 20% от популяции, то это уже не талант. То есть, в Новой Гвинее грамотность (умение читать и писать) — талант, а в развитых странах нет. Чувствуете? И у многих в голове, если на улице спросить, понимание таланта именно такое. Да даже в заплюсованном ответе выше: «у всех нас есть талант делать что-то лучше всех...». В таком случае определение таланта вообще бессмысленно.

Философия. Психология. История  · 11 янв 2022  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
А если талант - это выработанная в течение определенного времени предрасположенность, связанная с индивидуальным развитием? В смысле, можно менять слова, характеризующие предрасположенности и направленности, предзаданности... Читать далее
1 эксперт согласен
Мария Груздева, талант не иссякнет, если его не развивать.Как говорится:"Талант не пропьешь." Просто талант к... Читать дальше
Создание и оценка системы научного сопровождения с...  · 11 янв 2022
Думаю, что талантливый человек действительно на людях хорошо показывает себя во многих ординарных ситуациях и сложных обстоятельствах. По простому полагаю, что это унаследованные и во-время целенаправленно развитые признаки... Читать далее
Познание мира / познание человека Эволюционная фут...  · 11 янв 2022  · eduardvitol.ru
Безусловно, таланты существуют - их много, самых разнообразных, даже у отдельно взятого человека. Другое дело, что они потенциальны, не проявлены, не раскрыты. И это личностная задача - определить их и развить. Бывает такое... Читать далее
Полимат (искусство, экстремальный спорт, развлечен...  · 21 мар 2019
Нет, никакого «таланта» не существует! Как человек, который достиг разного рода признания в нескольких видах искусства и спорта - могу это с уверенностью сказать. Вернее, таланта не существует, как какого-то «волшебного дара»... Читать далее
задам такой вопрос Вам. Расскажите, почему некоторые люди могут потратить полжизни на рисование, выучить все... Читать дальше
Пролетарий умственного труда.  · 20 мар 2019
Неееет ну что вы. если бы это было так - все люди, потратившие годы в каком-то учебном заведении становились бы Бетховенами, Ломоносовыми и так далее. Талант есть, обучение помогает его огранить и отшлифовать а ещё требуется... Читать далее
Нет, утверждать, что таланта не существует, не буду. Скажу больше - у каждого из нас есть свой собственный талант. Многие о его существовании даже не подозревают. Хотя, возможно, под талантом вы подразумеваете успешных людей... Читать далее