К сожалению, было и насилие, и грабежи. Каков был размах этого явления - мы никогда не узнаем. В "группе риска", как правило, были молодые солдаты - морально неустойчивые, ожесточившиеся в ходе войны, впитавшие пропагандистские установки о священной мести, долгое время находившиеся в разлуке с семьей, потерявшие родных и близких... Мне не кажется удивительным, что такие солдаты могли выместить накопившуюся злобу и горечь на женщинах и детях. Убить могли и из чувства страха, подозревая местных жителей в шпионстве.
По словам известного ныне писателя Льва Копелева (в годы войны - правоверный коммунист, служил пропагандистом и переводчиком), "миллионы людей озверели, были развращены и гитлеровщиной, и самой войной, и нашей собственной пропагандой, воинственной, националистической, лживой. Такая пропаганда была необходима накануне и тем более во время войны, в этом я тогда не сомневался, но понимал, что она принесет отравленные плоды".
Тут же замечу, что в 1945 году, когда Советская армия вошла в Восточную Пруссию, Копелев за "сочувствие к противнику" (то есть за сопротивление мародерству и насилию над местным населением) был арестован и приговорен к 10 годам лагерей. Сидя под арестом, он мучился вопросами: "Почему среди наших солдат оказалось столько бандитов, которые скопом насиловали женщин, девочек, распластанных на снегу, в подворотнях, убивали безоружных, крушили все, что не могли унести, гадили, жгли? И разрушали бессмысленно, лишь бы разрушить. Как все это стало возможным?".
Подробнее о том, что творилось на территории Восточной Пруссии, можете прочитать в воспоминаниях Копелева "Хранить вечно" (11 глава). О том же пишет Солженицын в поэме "Прусские ночи".
Напоследок приведу свидетельство другой стороны (цитирую по работе Энн Эпплбаум, глава 2). Роберт Бялек был одним из коммунистов-подпольщиков в Бреслау. Когда город был освобожден советскими войсками, Бялек участвовал в торжественной встрече с советским комендантом города, всячески хотел помогать освободителям. Вернувшись домой, Бялек обнаружил, что его жену изнасиловали... "Животные инстинкты двух советских рядовых, - вспоминал Бялек, - разбили мой мир вдребезги. Прежде это не смогли сделать ни нацистские пытки, ни жесточайшие преследования... Я хотел бы быть, как и многие мои друзья, погребенным под руинами этого города".
Э о не даёт вам права поступать так же!
Изумительный ответ, спасибо!
Нет, конечно же. В виде отдельных инцидентов могло быть всякое - как и в гражданской жизни - но за насилие по отношению к мирному населению солдат весьма серьёзно наказывали, вплоть до смертной казни.
Спасибо Вам за интересный, обстоятельный ответ!
Страшно...