Пиратство не может убить прокат, хотя бы потому, что воровство никогда не убивало легальную торговлю. Хотя проблема тут много сложнее. Речь о частном пиратстве, то есть нелегальном просмотре кинопродукции. Проблема сознательно раздувается киноконцернами и вообще кинодеятелями (для простоты всех обзову киношниками), но о многом они предпочитают помалкивать. Во-первых, киношники сильно лукавят насчёт того, что это тоже самое, что и воровство, и, главное, что это наносит им прямой ущерб.
Что же на самом деле? По версии киношников скачавший нелегально фильм не заплатил им за просмотр, и вот эту стоимость просмотра они считают ущербом. Но альтернативой нелегальному просмотру является не только поход в кино или покупка диска, а и НЕпросмотр. То есть, совсем не факт, что я, например, пошёл бы на этот фильм в кино, не говоря уж о том, что он мне мог не понравится, а вернуть деньги будет нельзя, но это другой вопрос. Так вот, даже в таком варианте "прямого ущерба" по разным оценкам пираты не наносят вреда, более чем на 10% от полученного создателями дохода с проката фильма, продажи дисков и продажи прочих прав, связанных с фильмом. Думаю, и такой ущерб сильно раздут.
Анализируя прокат фильмов невозможно не признать, что действительно интересные публике фильмы зарабатывают очень неплохо, несмотря ни на какое пиратство, а люди просто ломятся на премьеры. А вот с убогими фильмами ситуация в любом случае плачевная.
Знаковый пример - фильм "Батальон". Один из продюсеров фильма, Игорь Угольников, как-то поблагодарил главу Росконадзора А. Жарова за блокировки раздач фильма до его выхода на большой экран. И что? Фильм провалился в прокате. kinopoisk.ru
Конечно, блокировка реально мало что дала, но Угольникова за язык никто не тянул.
Надо признать, что пиратство не только, условно, воровство, но и реклама. В СССР фактически не было легального рынка музыки, а роль рекламы по сути выполняли много раз переписываемые записи. И при этом никто из известных артистов на это не жаловался, потому что, по признанию, например, Ю. Антонова после каждого концерта можно было по "Жигулю"покупать.
Но я опять отвлёкся, так вот, если анализировать пользователей пиратских просмотров, то анализ в общем тоже не в пользу киношников.
Первая группа - это "нищеброды", которые смотрят "скринеры" или "тряпки". Такие обычно хвастаются тем, что посмотрели фильм в первых рядах, но они явно не клиенты кинопроката, то есть в кинотеатр они просто никогда не пойдут. И они не обязательно бедные, а у них потребности низкие в принципе. Именно потому я их так и назвал.
Вторая группа - это эстеты. Они не смотрят плохие копии, им подавай качество, язык оригинала, субтитры. В кинотеатры они ходят по возможности, а скачивать и смотреть предпочитают фильмы, которые пропустили; потому что предпочитают язык оригинала; или, например, ради личной ретроспективы фильмов какого-то жанра и/или режиссёра. Эстеты и ценители, одним словом. Да, сейчас, можно многие фильмы просмотреть в легальных Интернет-сервисах, но сказываются различные факторы: неудобство оплаты, качество, ограниченное время просмотра, не тот язык, неудобства, связанные с тем, что надо приставку покупать, а ТВ не "смарт" или этого сервиса в нём нет и т.п. В общем, дело совсем даже не в оплате, а в том, что торренты до сих пор дадут форы "легальщикам" по многим параметрам. Этих можно "монетизировать", конечно, но киношники должны подумать над этим.
Третья группа, наверно самая многочисленная, но и более интересная с точки зрения монетизации, потому что они в кино бы пошли, но... Качают они фильмы, потому что рядом нет кинотеатра, не успели посмотреть в прокате (а где теперь?), нет денег и возможности (надо ехать в областной центр, нет авто и т.д. и т.п.).
Группы, конечно, достаточно условны, но различия заметны.
Ещё я не сказал о дисках. Ну да... Покажите дурака, покупающего Blue-ray диски по цене проигрывателя, а ведь до падения рубля так в общем и было (сейчас не знаю точно - в магазинах не был давно).
И вот получается грустное кино-то у нас. Кто виноват, что сети кинотеатров развиты только в крупных городах? Кто виноват, что легальные онлайн-сервисы не удовлетворяют потребности публики? И, в конце концов, кто виноват, что у нас население в массе своей действительно нищее?
И если кто скажет, что в кино люди уже не пойдут, то это неправда. После 15-20-летнего перерыва со времён начала 90-х, сеть кинотеатров не только воскресла, но и приумножилась: в каждом торговом центре теперь, а бизнес просто так деньги не вкладывает. Смотреть на большом экране - это не дома в телевизор пялиться, и людям это нравится, да и хороший звук дома - это редкость, потому что хороших денег стоит. Да, нет кинотеатров в малых городках и сёлах, но тут без поддержки государства не обойтись, а у него другие проблемы, в основном почему-то заграничные.
Так вот, надо решать действительно важные проблемы, а там, глядишь, и пиратство подвинется.
НЕ ИДИ, ПОЖАЛУЙСТА
2,5 ЧАСА НЕПОНЯТНЫХ СТРАДАНИЙ
Уже очень давно - музыка к "Зеркалу" и "Солярису" Э.Артемьева.
Еще ost к "Великой красоте" Соррентино, который быстро надоел (саундтрек, не фильм).
Денис, ваш ответ попал не в ту тему.