В России, конечно, можно получить срок, связанный с лишением свободы, и в колонии или в тюрьме не сидеть. Таких случаев я знаю очень много, это не только Евгения Васильева. Например, пока мой муж сидел в Иваново, я наблюдала там несколько дел, когда осужденные до тюрьмы вообще не доходили. Один раз это был сын известного ивановского предпринимателя, депутата, члена «Единой России». Его гаишник остановил и он избил того до полусмерти. Был приговор, был реальный срок. Он прибыл в колонию КП13 в Кохме. И убыл, никто его там не видел. Точно такой же был случай в Иваново, когда осудили водителя областной администрации за ДТП с тяжёлым исходом – люди остались инвалидами. Он был осуждён, он и сам пострадал, но в колонию тоже так и не доехал. Этих случаев очень много. То есть чем ближе человек к власти, тем меньше шансов, что даже будучи осужденным, он вообще попадёт в зону.
Ещё я знаю массу случаев, когда отдельные – специальные – осужденные строят себе на территории зоны дачу. Я такое видела в Талицах. Там был такой дядя Паша, авторитетный человек, сидел 8 или 9 лет. И он на территории зоны построил себе дачу: с перепелиным хозяйством, с садом, с огородами, повар у него француз. Это был вопрос денег. Или, например, некоторые осужденные уезжают в отпуск в Сочи – отпуск вообще-то всем положен, но уезжают далеко не все.
Сейчас идёт третья волна экономических посадок, она большая и началась год назад. Первая была связана с Ходорковским (2003-2004), вторая волна, куда попал мой муж (2008-2009). Я вижу сколько сажают, сейчас по банкам особенно. Ко мне приходят жёны/сестры, жалуются: очень много стали брать во ФСИН за нормальные условия. В одной из московских тюрем женщины платят по 200 тысяч рублей в месяц, уже год платят. Это только за телевизор и холодильник. Эти люди себе не построят дачу в зоне. Думаю, к моменту зоны их выдоят до крови, и дальше уже всё будет плохо. Поэтому просто деньги – этого мало. Помимо денег, нужны ещё и административные возможности. Вот дядя Паша, у которого была дача, у него были деньги и была сила. Он был авторитетом, дальняя зона, власть далеко, а дядя Паша — вот он. Его боялись. А в ситуации с водителями и сыновьями — там админресурс+деньги. А просто деньги как таковые — это самый худший вариант на зоне, просто самый худший: у тебя отнимут всё, заставят взять кредит, отнимут и его, а потом просто выбросят из нормальной жизни. К людям, которые просто платят, на зоне плохо относятся, с большим презрением. Да и деньги как таковые ресурсом не считаются, их даже весело отнимать. Нужны деньги+сила — тогда не будешь сидеть.
А их прокуратура не проверяет?