Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Повествование. От прошедшего и настоящего времени

Может ли в книге присутствовать одновременно повествование от прошедшего времени и настоящего?
Литература+2
Александр Гаврилов
  ·   · 585
Филолог, кандидат филологических наук (современный...  · 20 февр 2023
Безусловно, может - хотя и требует переключения между разными повествовательными регистрами.
Вот пример из "Петербурга" Андрея Белого:
"Пламень солнца  стремителен:  багровеет  в  глазах; отвернешься,  и  — бешено  ударяет  в  затылок;  и  пустыня  от  этого  кажется  зеленоватой  и мертвенной;  впрочем — мертвенна  жизнь; хорошо здесь  навеки остаться – у пустынного берега.
В  толстом  пробковом  шлеме  с   развитою   по  ветру  вуалью  Николай Аполлонович  сел на кучу песку;  перед ним  громадная,  трухлявая голова  — вот-вот — развалится  тысячелетним песчаником; — Николай Аполлонович сидит перед Сфинксом часами.
Николай  Аполлонович  здесь  два  года;  занимается в  Булакском  музее.  "Книгу Мертвых" и записи  Манефона толкуют  превратно;   для  пытливого  ока  здесь  широкий  простор Николай Аполлонович провалился в Египте; и в двадцатом столетии он провидит — Египет, вся культура,— как эта трухлявая голова:  все умерло; ничего не осталось.
Хорошо,  что  он занят так:  иногда, отрываясь  от  схем, ему  начинает казаться, что  не  все еще умерло; есть какие-то звуки; звуки эти грохочут в Каире: особенный грохот; напоминает он  — этот  же звук: оглушительный и — глухой:  с металлическим, басовым, тяготящим оттенком; и Николай Аполлонович —  тянется  к мумиям;  к  мумиям  привел этот  "случай". Кант?  Кант  забыт.
Завечерело: и  в беззорные сумерки груды Гизеха протянуты  безобразно и грозно  ;  все  расширено  в  них; и все от них —  ширится; во взвешенной в воздухе пыли загораются темно-карие светы; и — душно.
Николай Аполлонович привалился задумчиво к мертвому, пирамидному боку".
Здесь повествование в формах настоящего времени решает две задачи: сообщает о том, что происходит как будто прямо сейчас, на глазах рассказчика и аудитории - и о том, что относительно регулярно или даже постоянно: "Николай  Аполлонович  здесь  два  года;  занимается в  Булакском  музее.  "Книгу Мертвых" и записи  Манефона толкуют  превратно;   для  пытливого  ока  здесь  широкий  простор". Прошедшее же время сообщает о событиях, локализованных во времени и уже свершившихся: "В  толстом  пробковом  шлеме  с   развитою   по  ветру  вуалью  Николай Аполлонович  сел на кучу песку". 
Разумеется, возможно и иное распределение функций грамматического времени - даже простое увеличение повествовательно разнообразия; тем не менее сам прием совмещения разных временных точек зрения - скорее правило, чем исключение.