Элементы зороастрийской культуры и традиции естественным образом вплетены в жизнь иранцев. Новый год, который они празднуют 21 марта, в своей основе является зороастрийским праздником, но удачно уживается с мусульманской традицией. Возвращение к зороастризму невозможно, большинство иранцев – мусульманы-шииты, за всю свою 2800-летнюю историю нация прошла тот исторический путь, который вплел в нее множество обрядов и традиций, в том числе зороастрийских.
Зороастризм в корне – это шаг от политеистических религий к монотеистическим. Он еще не является религией монотеизма, но уже предполагает противостояние между добром и злом, и исход этой битвы неопределим. Но по факту, для истории цивилизации евразийского пространства, он сыграл очень важную роль, сформировал представление о нынешних религиях. Это древняя религия, последователи которой живут в Иране и оберегают священные места, в частности – город Йезд, где поддерживается священный для зороастрийцев огонь.
Но говорить, что зороастризм сейчас имеет большое влияние как самостоятельная религия, не приходится. Его можно сравнить с той версией православия, которое имеем в России: относим себя к православным, но если посмотрим на привычные нам традиции, обычаи, праздники, окажется, что они имеют языческое начало. Также у иранцев с зороастризмом. В Иране есть мода интересоваться зороастризмом, но это связано больше с текущей политической ситуацией в стране: идет отход от идей, что Иран – исламская республика, к идеям о том, что Иран – национальная республика.
В этом году масштабно был отмечен день либо рождения, либо восхождения Куруша Великого на трон. Все это было обыграно очень красиво, собралось большое количество людей у его предполагаемой могилы близ Ширака. Все эти люди были мусульманами, здесь скорее дань уважения традициям прошлого, культуре, но массово ударяться в зороастризм, конечно, никто не собирается.
Спасибо за восхитительно интересный ответ!