Памятники интеллектуальной мысли чем далее от своего времени, тем они грандиознее возвышаются над горизонтом. Правда, за толщей воздуха - времени уходят навсегда многие детали, которые когда-то обогащали современникам понимание произведения, как и сами эти произведения сверкали перед современниками намного ярче, гораздо более новаторски чем сейчас. "Весна" Сандро Боттичелли как сверкала тогда рядом с иконами Чимабуэ, хоть и он (Чимабуэ) сам был тогда в новаторах иконной живописи! Он воспитал Джотто, который сразу отошел от вековой традиции и гораздо более имеет право называться "новатором". Тициан, Веласкес, Леонардо и другие вышли из тогдашнего "культурного слоя" на многие столетия вперед. Они были представителями тогдашнего "современного искусства". Потом, на многие столетия "новаторство" измельчало и замолчало. Заявило оно о себе, разрядилось накопленным потенциалом только в конце 19 столетия благодаря появлению импрессионизма и творчеству Поля Сезанна. "Я иду через современность к Пуссену!" - говорил он. Николя Пуссен - художник 17 столетия, верный последователь и исследователь искусства античности, которое было и для Пуссена и для Сезанна неким безоговорочным камертоном, хоть и брали они от античности каждый свое. Современное искусство можно назвать "новым язычеством" в искусстве, когда, чисто по-язычески художник берет какой-то один из аспектов, часто в ущерб общего античного "ансамбля", приспосабливая его как один из элементов нового языка изложения. Здесь все уже от общей культуры художника зависит, его врожденного чувства гармонии. Здесь я попытался изложить только малую толику понимания общего материка классического искусства, как "альма-матер" рождающего искусство новое. Это процесс постоянный, "при любой погоде", продление жизни искусства…