Здравствуйте, Анна (или это всё же некоторая группа людей? Ну, буду считать отдельным человеком, и в любом случае обращаться персонифицированно). Сижу свожу свой альбом, погружен совсем в другое. Собственно, был вынужденный перерыв, поэтому и ответил на пару вопросов после большого перерыва. Из чувства долга, скорее. Не люблю оставлять вопросы без ответа.
Однако, в последний год времени объективно нет. Хороший ответ - это до недели труда на полный рабочий день.
Вам, конечно, никак нельзя не ответить. Я и так неприлично не реагирую на Вашу активность в моём отношении, за что, пользуясь случаем, прошу меня великодушно простить.
Придётся быть кратким, насколько возможно. Времени действительно мало.
Во-первых, не согласен с универсальностью Вашего тезиса об осторожности. На каком-то этапе, возможно, и даже скорее всего. И то, это очень зависит от конкретного человека.
Но со временем, даже у человека не связанного с музыкой профессионально, вырабатывается довольно жёсткая система защиты, и нужда в такой избирательности отпадает. Скорее, можно говорить о слишком толстой броне. Её вообще, бывает ничем не прошибешь, кроме события катастрофического.
У музыкантов же вообще довольно быстро меняется система защиты. Очень усложняется, поскольку ты не можешь не контактировать с любым музыкальным материалом. Даже если позволяешь себе роскошь выбирать заказчиков. Ведь прежде, чем выбрать того, кто тебе понравится, надо сначала отслушать сотню всяких разных. А уж если ты концерты организовываешь, то там и утонуть можно в материале.
С другой стороны, существует обычная психологическая модель: музыка юности. Это часто становится эстетической точкой отсчёта, а иной раз и незыблемым образцом, просто потому, что лучшие события в жизни человека происходили именно на её фоне.
То есть, человек не саму музыку слушает, а свою жизнь, которая с этой музыкой связана. Причём, по моим наблюдениям, это происходит сразу, с самого начала. А со временем только усиливается.
И потом начинается "вот в наше время музыка была, а сейчас непонятно что".
Такая психологическая привязка есть и у меня. Она довольно стабильна, но помня, что я такой же человек, как и любой не музыкант, очень осторожно подхожу к своим эстетическим оценкам этого материала, а не к его выбору. Надеюсь, удалось выразиться более-менее понятно.
Думаю, этот список не поразит Вас особой оригинальностью.
Pink Floyd, King Crimson, Queen, Led Zeppelin, AC/DC, Gentle Giant, Chuck Berry, может, ещё несколько имён. Довольно много разной поп музыки и металла, но сейчас уже не вспомню.
Это довольно стабильный список, но отношение к нему постоянно меняется. По общению с другими людьми, понимаю, что моя оценка очень сильно отличается от среднестатистической. Сходный со своим подход к этим коллективам встречал буквально два-три раза.
Ещё с некоторой натяжкой можно отнести к этому же списку Paco de Lucia. Но это уже погранично. Первое впечатление, да, почти подростком, но стабильный интерес и глубочайшее уважение возникло только тогда, когда сам хоть чему-то научился.
К тому же, у меня, видимо, вообще система защиты устроена как-то не очень обычно. Поскольку впускаю в себя любое произведение искусства целиком и без всяких коррекций, довольно рано появились абсолютно глухие ворота для всего, что я не готов в себя впустить. И не потому, что это плохо, а наоборот, потому что это слишком сильно. Организм понимает, что может не выдержать.
Не только в музыке. Во всём. Даже в классической литературе и кино. Довольно поздно открыл для себя Тарковского, например. Потому что по паре кадров понял, что там слишком много для меня тогдашнего. Очень постепенно пускал в себя Куросаву. И до сих пор посмотрел не всё. Уж больно масштаб сногсшибательный.
А уж в музыке тем более. Знакомство с некоторыми произведениями Баха - это просто отключка от любой деятельности на неделю-две. И это далеко не об одной вещи речь идёт.
По мере освоения разных эстетических языков количество близкого материала разрасталось лавинообразно, но одновременно снижалась привязка к стилям и жанрам, а часто и к авторам. Объектом восприятия всё больше становилось конкретное произведение.
Плюс к тому, по мере обучения, музыкальная память работала всё точнее, да и восприятие становилось сложнее и богаче. Сейчас, к примеру, я по собственной инициативе почти не слушаю музыку. Разве что в дороге. Мне уже не надо, поскольку в голове огромный репертуар, который я помню часто по партиям. Не сказать, чтобы я мог всё это сыграть, но помнить - помню. И слушаю про себя, без внешних источников.
Кстати, это тоже стало формироваться очень давно. Один мой альбом и сформировался как раз в силу этой особенности. Впрочем, весьма распространенной среди музыкантов.
Читая некоторые мемуары, вдруг обнаружил, что во время чтения не звучит автор, который, как казалось, должен был бы звучать постоянно. Исследование вопроса, почему так, привело к целому ряду личных открытий в гуманитарной части военной истории, и стало одной из прямых основ формы альбома, где все эти открытия были зафиксированы.
Поэтому ответить очень нелегко. Можно, конечно, накатать километровый список, и не соврать, но мне кажется, в Вашем исследовании он будет скорее сбивать с толку, чем помогать.
Стабилен интерес к Баху старшему (Иоганну), Чайковскому, Брамсу, Прокофьеву, Шостаковичу, Шопену, Скрябину, Дебюсси, Равелю, Пуленку, Мессиану, Свиридову, Утесову, Александрову, weather report, Corea, Goodman, Gershwin, Parker, Armstrong, Davis, Coltrane, Ellington, Brubeck, Oregon в общем, а так же Towner и Moor в частности, Garbarek, Metheny, Инне Желанной, Старостину, АукцЫон, Цою, Смирнову, уже опумянутому de Lucia, чуть меньше к Пендерецкому и Стравинскому, нет всех не перечислю. Даже стабильных. У некоторых авторов нравятся малоизвестные произведения, а широкоизвестные вообще никак не цепляют. Например, у Шнитке цепляют только фортепианные миниатюры, которые существуют до сих пор только в рукописи.
В общем, уже несправедливо получилось. Не представлена африканская музыка, которую я очень люблю, латина, которую просто обожаю, электроника, тяжёлые направления, целая вселенная прог-рока, фольклора, народников, Азии. Густав Малер, которого недавно переоткрыл, и пока остерегаюсь впускать в себя следующую симфонию, очень много людей оказалось за бортом, вообще ни разу не заслуженно. Это же все время меняется, оставаясь при этом стабильным. Как Жизнь.
Цепляет взгляд. То, что прошло через автора от Бога (ноосферы, космоса, терминов много), конкретное впечатление, заставившее начать работу и сам автор. То, что он никогда не сможет о себе сказать словами, и уж тем более, этого не сможет сделать никто другой.
А Вивальди? А регги?? А фанк??? А гениальный Анатолий Лепин???? Нет, не надо было даже начинать перечисление. Боюсь, запутал Вас.
Тем более, какие бы впечатления я не получил от творчества всех этих людей, технические приёмы очень многих направлений, которые прямо в пальцах, я тем не менее, в своих альбомах не использую. Во всяком случае, пока не использовал ни разу, и следов никаких нет. Как то очень сложно всё это перемалывается внутри.
Не знаю, насколько удалось ответить, и не запутать. Надеюсь, хоть что-то получилось.
В любом случае надо возвращаться к работе, прошу меня простить ещё раз.
Всяческих благ.