Во-первых, начать следует с того, что хабаровчане имеют полное право защищать своего формально еще действующего губернатора С. Фургала в любом дозволенном законами России формате, в том числе и в виде согласованных митингов, одиночных пикетов и забастовок.
Во-вторых, Фургал находится в статусе обвиняемого и согласно статье 14 УПК России считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Это также дает жителям моральное право выступать в его поддержку, с какими бы серьезными обвинениями в его адрес не выступали уполномоченные органы.
В своем ответе я целенаправленно не буду рассматривать вопрос, виновен ли этот человек в том, что ему инкриминируют – оставим это суду.
Лично я убежден, что кристально чистых людей, занимавшихся бизнесом в сфере черного лома в 90-00е годы и не имевших связей с криминалитетом, не бывает. Однако совершал ли губернатор убийства в те смутные годы – не знаю.
Почему арест Фургала вызвал такой общественный резонанс? На мой взгляд на это есть несколько причин:
1) Жители Хабаровского края выбрали его на легитимном голосовании. Дважды, в 2013 и в 2018 годах, Фургал сходился в электоральном поединке с Вячеславом Шпортом. И со второго раза одолел его во втором туре с серьезным преимуществом.
Голосование было в значительной мере протестным. Народ Шпорта, провалившего крупнейшие инфраструктурные проекты в Комсомольске-на-Амуре, очень не любил. Ненависти добавила и история с массовым голосованием военнослужащих "по указке". После того, как история попала в Сеть, семьи военнослужащих, которых в регионе весьма значительное количество, тем же вечером массово проголосовали против Шпорта, "подставившего" их мужчин.
Избранный Фургал был понятен, свеж, популярен и делал действительно дельные заявления, обладая неплохой харизмой.
2) Арест Фургала произошел за общеуголовные преступления с практически истекшим сроком давности, что выглядит как политическое преследование.
Логичные вопросы жителей вызывает резкое и жесткое задержание Фургала за преступления, совершенные 15 лет назад, по показаниям свидетелей, которые почему-то не сообщили об них ранее. С момента избрания на него самого и его команду оказывалось давление: проходили обыски, возбуждались уголовные дела, проходили дискредитационные кампании в федеральных СМИ.
И жители региона это видели и знали. В их глазах это выглядело местью Кремля за то, что Фургал не согласился на предложенное Шпортом место в Правительстве края, а победил его на выборах, пользуясь широкой народной поддержкой.
В этом ключе следует отметить показательный перенос столицы Дальневосточного округа из Хабаровска во Владивосток через пару месяцев после победы Фургала на выборах.
3) Фургал – мастер популярных мер.
В российской политике (да и в других странах тоже) люди любят яркие и сочные шаги своих избранников, даже если они никак не относятся к реальному изменению уровня жизни народонаселения.
Так, Фургал сокращал чиновничий аппарат, снижал себе зарплату, выставлял на продажу яхту Шпорта (однако так и не продал ее), вернул прямые выборы глав районов.
На фоне Шпорта эту самую яхту за миллион долларов купившего и практически не стеснявшегося в лоббировании бизнес-интересов близких к себе людей, Фургал касался жителям ангелом.
Однако, разумеется, ангелов в политике не бывает. И у самого Фургала наверняка есть скелеты в шкафу.
Проблема в другом. Какую бы цель не преследовали федеральные власти, совершая арест "народного губернатора", они получили масштабнейшие выступления, длящиеся уже более трех дней, которые необходимо погасить до наступления фазы неконтролируемого хаоса. Это важно как федералам, так и самим жителям региона.
Убежден, что ни в Администрации, ни в Совфеде таких массовых митингов не ожидали и это не может не вызывать их озабоченности. И в настоящий момент в их кабинетах наверняка кипит работа по подбору новой кандидатуры на пост главы края, подготовка публичных заявлений и согласование дальнейших действий по выстраиванию диалога с народом.
И кто бы не стал во главе Хабаровского края – Дегтярев ли, Басюк ли, Золочевский ли – каждому из них в случае избрания предстоит тяжелый труд по созданию доверия жителей к себе и к той политической силе, что они представляют.
Федеральному центру же сейчас необходимо выстраивать новые модели и механизмы взаимодействия с нацией:
Необходимо научиться слушать своих граждан, их волю и голос.
Не пытаться "отобрать" у народа его выбор.
Постараться учитывать интересы граждан.
Стремиться ценить их доверие, что было оказано на общероссийском голосовании по поправкам.
Быть деликатными и тонкими, когда работа ведется в традиционно протестном Дальнем Востоке.
Не допускать создания новых территорий напряженности, развития радикальной протестной повестки через кумулятивный эффект допущенных внутриполитических ошибок.
Будет ли это так? Покажет время.
за это преступления нет срока давности!
а печеньки дают на этих митингах? пусть не нуланд, пусть кто другой из госдепа, но без печенек не пойду...