Отечественная Конституция провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом. Тем не менее российская правовая система устанавливает определенные преимущества для женщин. Одно из таких исключений - неприменение к представительницам слабого пола высшей меры наказания.
Статья 59 Уголовного кодекса предусматривает в качестве высшей меры наказания смертную казнь. Однако пункт 2 статьи гласит, что она не применяется к лицам до 18 лет, к мужчинам старше 65, а также в отношении женщин вне зависимости от возраста. Впрочем, ввиду моратория смертная казнь в России заменена пожизненным заключением. Но и оно женщине не грозит, о чем гласит часть 2 статьи 57 все того же УК. Более того, представительницы слабого пола не отбывают наказание в колониях особого и строгого режима. Преступившие закон женщины мотают срок в исправительных учреждениях общего режима, где условия содержания гораздо мягче. В теории максимальное наказание для женщины в российской правовой системе по совокупности приговоров не может превышать 35 лет. В реальности к более чем 20 годам суды их приговаривают лишь в исключительных случаях.
Гендерный подход в правосудии, предполагающий более гуманное отношение к женщине, был унаследован современной Россией от советского прошлого. В СССР высшая мера наказания к представительницам слабой половины применялась, но за почти 70 лет в советской практике было лишь несколько подобных случаев.
Корни гендерного подхода лежат в пучине революционных событий 1917 года. Женщин молодая советская власть считала угнетенной категорией населения, потому быстро закрепила их равенство с мужчинами и приступила к ускоренной эмансипации гражданок.
Отечественные правоведы в обоснование отказа от высшей меры наказания для женщин часто приводят морально-этические аргументы и апеллируют к социальной роли слабой половины человечества. Женщина - мать и жена, а значит и наказание для нее не должно быть строгим, заявлял в 1989 году начальник Главного управления уголовного розыска МВД СССР Игорь Карпец. Кроме того, обращается внимание на положительный абстрактный образ женщины, который несовместим с высшей мерой наказания. Женщина в пока еще консервативном стереотипном восприятии общества - это хранительница очага, а не матерая зечка.
Существует апелляция и к психологическим особенностям женщин.
Неблагоприятные морально-психологические и тяжелые физические условия длительного заключения худшим образом влияют на репродуктивную функцию женщины.
Отказ от пожизненного лишения свободы женщин напрямую связан с реализацией демографической политики государства. Абсолютное большинство правительств так или иначе стимулирует рождаемость у своих граждан. Россия - не исключение. Хорошая демографическая ситуация - это много новых налогоплательщиков, работников, избирателей. Начать сажать женщин пожизненно - снизить и без того невысокую рождаемость. По тем же причинам, представительниц слабого пола не призывают в армию, запрещают им работать на опасных и вредных производствах. Кроме того, на свободе у заключенной уже могут быть дети, которым нужна материнская ласка и забота. По убеждению многих правоведов, женщина обязательно должна обязательно принимать участие в воспитании своего ребенка. Делать это из тюремной камеры, мягко говоря, проблематично.
Источник: