Я не большой специалист по метро, но я очень его люблю. Стоит признать, что метро сейчас и метро 80 лет назад - это разные вещи.
Самый верный прием, который я встречал для понимания психологии других людей в определенных условиях таков - я должен спросить себя "Есть ли условия при которых я сам не пройду в середину вагона и почему?"
Такие условия есть - это как раз час пик, причем не в худшее его проявление (иной пример - Выхино, там середина вагона всегда занята в часы пик).
В случае когда мне скоро выходить и я боюсь не успеть пробраться из середины вагона до выхода.
В случае если в середине вагона есть обстоятельства мешающие моему там нахождению. Неприятные люди, грязь или запахи.
Я бы сказал, что пример подобного поведения (хотя я сам его осуждаю) - это не вопрос культуры поведения в метро, а вопрос борьбы с обстоятельствами - сверх-перегруженностью самого метро и существенным физическим и моральным напряжением при нахождении в нём.
В таких условиях культура не вырабатывается, а теряется. Что мы собственно и видим в описанном вами примере, к коему я могу добавить еще множество других.
Просто не успеешь выйти на нужной тебе станции. У нас как, люди не успели ещё все выйти из вагона, как в него залетают скорей те, кто на платформе, так и будешь стоять в середине вагона, может когда-нибудь повезёт выйти.