Валентин Серов - замечательный живописец и график. И, конечно, прекрасно, что в Москве идет его выставка. Я посетил ее почти сразу, как она открылась. У меня есть некоторое критическое отношение к концепции выставки, но это моя личная точка зрения. Выставки вообще принято делать так, что берется один художник или конкретное явление и рассматривается как некая независимая сущность. С этим ничего не поделаешь, так устроен классический музей. Нельзя сказать, что на выставке Серова отсутствует контекст, он как раз есть в многочисленных комментариях. Но мне очень хотелось бы посмотреть такую экспозицию, чтобы вместе с работами Серова были бы выставлены те картины импрессионистов и постимпрессионистов, о которых он прекрасно знал и с которыми ему приходилось спорить. Этот контекст для меня самый интересный, но на выставке о нем напоминает лишь портрет Морозова на фоне натюрморта Матисса и скупой комментарий о встрече Серова с самим художником.
Однако вопрос ведь о том, почему выставка вызвала такой интерес, причем именно в последние дни ее работы. Выломанная дверь - это свидетельство внезапно проснувшегося повального интереса зрителей. Вряд ли такое можно вообразить в Лувре (разве что в те дни революции, когда дворец только стал открытым для всех музеем). У нас залы Третьяковской Галереи на Крымском валу почти всегда полупустые. Коллекция русского авангарда, представленная там, замечательна, но широкого интереса публики не вызывает. Но ведь и в залах Третьяковки в Лаврушинском переулке и в Русском Музее великолепные картины Серова обычно висят без особого зрительского внимания. А в маленькой комнатке семейных портретов Юсуповых обычно вообще никого нет.
Что же случилось теперь? Откуда такой скандальный интерес, сопровождающийся многочасовой очередью на морозе, так что МЧС решило спасать замерзающих зрителей с помощью полевой кухни? Я думаю, что в кураторской концепции выставки заложено несколько тезисов, которые так мощно отозвались в народной зрительской душе. Первый из них - это то, что эта выставка о России, которую мы потеряли и о ее свидетеле. Второй - от том, что можно остаться "нормальным" художником и рисовать "понятно" в то время, когда уже появились всякие модернисты. Оба эти тезиса сомнительны. Например, серовские портреты русской аристократии, безусловно, прекрасны в смысле живописного мастерства, но в то же время они довольно издевательские по сути. В них уже чувствуется грядущая трагедия 17-го года, до которой Серов не дожил. А что касается реалистической "нормальности", то достаточно внимательно посмотреть ту часть выставки, на которой представлена театральная живопись. Она великолепна! И совершенно понятно, что Серов был большим художником в контексте интернациональной культуры того времени.
Так что эти тезисы (о потерянной России и "нормальном" искусстве) еще надо до широкого зрителя донести и разжевать. И я думаю, что большое значение здесь сыграл визит главы государства и последовавшая шумиха в СМИ. Вот они персики, я их узнаю, - сказал Путин и журналисты как с цепи сорвались, восхваляя все, что отныне стало русской национальной идеей. И не просто персики, но нарисованные правильным художником и в правильное время. И начался массовый психоз, про кризис забыли и выстроились в очередь в музей. Серов при этом остается Серовым - человеком и художником со сложной творческой судьбой. Ведь вышел он из состава Академии художеств, потому что не хотел быть в одной организации с великим князем Владимиром Александровичем, отдавшим приказ стрелять 9 января 1905 года! И в комментариях на стенах залов Третьяковки, уверен, эта информация есть, но каждый посетитель выставки пытается рассмотреть сами картины через головы тесно стоящих впереди зрителей.
Мария Степанова отозвалась на массовый психоз таким двустишием:
Как на выставке Серова
дверь прилажена херово.
Я позволил себе сочинить целых четыре строчки (потому что не умею сказать так емко, как она). Да простит меня Валентин Александрович!
Дверь трясется. МЧС очередь спасает.
Зритель рвется. Разглядеть персики желает.
Нам покажут в этот день искусство всем понятное.
Ведь Серов не рисовал хренотень квадратную.
За двустишие Марии Степановой спасибо!