Мне кажется, что все-таки не все. Есть такие люди, которые принципиально против всего бесплатного, и их довольно много.
А люди, которые "привыкли" - мне кажется, они таким образом как бы добирают все то, что, по их ощущениям, им недодала жизнь. Иногда они осознают, что делают, и в ответ на упрек в приверженности к халяве отвечают что-то вроде: "А со мной ТАК можно?!". В этом "ТАК" может заключаться многое - низкая зарплата, отсутствие возможностей для реализации себя, недостаточное уважение со стороны окружающих, проблемы со здоровьем и т.п., т.е. претензии могут быть и к конкретным людям, и к институтам, и к жизнеустройству в целом - ведь мы все живем в обществе, которое не слишком справедливо. Иногда стремление к халяве - неосознанное, человек автоматически выбирает такой стиль поведения, копируя его у других, но моральная база для него - все та же.
Как формируется механизм стремления к халяве? Люди часто сталкиваются с проявлениями несправедливости (или тем, что воспринимается ими как несправедливость). А повлиять на них, исправить - в большинстве случаев не могут. Ну, или не верят, что могут. Это обидно. Очень обидно. И тогда у части людей включается компенсаторный механизм, который работает по принципу: "С паршивой овцы хоть шерсти клок... а лучше - два, три и более". И их не смущает то, что зачастую жизнь "недодала" им в одном аспекте, а "компенсируются" они в другом. И чем больше удалось получить, тем приятнее, а ощущение обобранности на какое-то время отступает.
Еще не стоит забывать и про ухищрения маркетинга. В человеческом характере есть такая струна, как жадность. И маркетинг умело играет на этой струне: "два по цене трех", "первые десять покупателей получают подарок", "скидки-скидки-скидки" - и люди, несмотря на то, что многие знают теорию бесплатного сыра, все же ведутся на такие уловки.
Если же возвратиться к самому явлению халявы, то можно прийти к парадоксальному выводу: любовь и стремление к ней есть там, где нет не только халявы, но и стандартного набора жизненных благ.
А в этом есть смысл