Боящимся смерти и всем к ней неравнодушным настоятельно рекомендую к прочтению "Тибетскую книгу мёртвых" или "Бардо Тхёдол", чтобы перестать бояться (или начать бояться еще больше, Ыыыы). Рационалистам – с комментариями Юнга, людям с мистикой головного мозга как у меня – с комментариями Согьял Ринпоче (друган Ричарда Гира, кстати), Далай-ламы етц. (Википедия дико рекомендует Намкая Норбу, например).
В очень сильно упрощенной форме суть учения объясняет смерть как лютый бэд-трип (т.к. сознание в момент умирания начинает судорожно рефлексировать от содеянного за жизнь), и то, как ты поведешь себя в нем, будет влиять на твое будущее перерождение или освобождение. Настоящий экзамен не для слабонервных, да! Слово "бардо" означает промежуточное состояние: жизнь – это бардо между рождением и смертью, смерть – бардо между жизнями, сон – это бардо между бодрствованиями и тд.
Далее просто привожу цитаты Согьял Ринпоче:
"Одной из основных характеристик бардо является то, что они – периоды сильной неуверенности. Возьмем эту жизнь в качестве главного примера. Так же, как мир вокруг нас становится все более бурным, так и наши жизни становятся все более фрагментированными. Мы разобщены с самими собой, отделены от себя, тревожны, беспокойны и часто параноидальны. Мелкий кризис прокалывает воздушный шар замыслов, за которым мы пытаемся спрятаться. Один момент паники показывает нам, насколько все неустойчиво и ненадежно. Жизнь в современном мире является как бы отражением области бардо; не нужно умирать, чтобы испытать это.
Эта охватывающая все неуверенность становится еще более интенсивной, еще более демонстративной после того, как мы умираем, когда, как говорят нам мастера, наша ясность или запутанность "умножается семикратно"."
"Конечно, посмертные бардо являются гораздо более глубокими состояниями сознания и неизмеримо более сильными моментами, чем состояния во сне и при сновидениях, но их относительные уровни тонкости соответствуют друг другу и показывают те связи и параллели, что существуют между всеми разными уровнями сознания. Мастера часто прибегают к этому сравнению, чтобы показать, как трудно поддерживать сознавание в состояниях бардо. Многие ли из нас сознают изменение сознания, когда засыпают? Или в тот момент сна, когда сновидения еще не начались? Многие ли из нас сознает, видя сон, что видят сон? Представьте же, насколько трудно будет оставаться сознающим в бурной путанице посмертных бардо.
То, как ведет себя ваш ум в состоянии сна и видения сновидений, показывает, как ваш ум поведет себя в соответствующих состояниях бардо; например, то, как вы реагируете сейчас в своих сновидениях, при кошмарах и когда вам снятся препятствия, показывает, как вы можете реагировать, когда умрете. Поэтому йога сна и сновидений играет такую важную роль в подготовке к смерти. Тот, кто по-настоящему практикует ее, стремится поддерживать, постоянно и непрерывно, свое сознавание природы ума в течение дня и ночи, и таким образом непосредственно использовать различные фазы сна и сновидений, чтобы знать и уверенно узнавать то, что будет с ними происходить в разных бардо во время смерти и после нее."
Ну и в качестве красивого эпилога:
"Ты упускаешь время, не думаешь о приближающейся смерти,
Занимаешься в этой жизни бесполезными делами.
Неразумен ты, ибо пренебрегаешь предоставленной тебе
наилучшей возможностью для совершенствования.
Если ты уйдёшь из этой жизни с пустыми руками, значит, ты следовал по ложному пути"
"Бардо Тхёдол" (Тибетская книга мертвых)
Ну раз не будет волновать, че ты ноешь тогда?