Возникновение стереотипа о мужчинах-водителях проследить достаточно просто, ему способствовала сама эпоха, в которой появились первые автомобили — конец XVIII века. В то время различные самоходные кареты и паромобили были скорее результатами экспериментов конкретных инженеров, чем массовым средством передвижения А так как в научных кругах в тот период с огромным перевесом преобладали мужчины, то и их творения, которые они же сами тестировали, получили окрас «мужской» игрушки.
Кроме того, до изобретения автомобиля на бензиновом двигателе большинство их работали за счет сжигания угля, а работа с ним также была «мужским» занятием — но не в качестве привилегии, а из-за работы с тяжестями, которой обычно занималась обслуга.
Первой женщиной водителем можно называть жену изобретателя бензинового двигателя Карла Бенца — Берта Бенц. При этом Берта лично помогала мужу в создании и тестировании двигателя, а позже пользовалась созданными им машинами. Позднее, в ранние поры развития автопрома, женщины-водители не были таким уж редким явлением, но в то же время мужчины начали насмехаться над ними. Пренебрежительное отношение создавали, по сути, сами машины — если в дороге у автомобиля возникали поломки, часто требовалась сила, чтобы устранить их, а потому женщины обращались за помощью к мужчинам. Те же считали это поводом для насмешек — такие ситуации создавали видимость того, что женщины пытаются управлять устройством, с которым не способны справиться. А так как мужчинам с их физической силой помощь требовалась реже, возник стереотип о том, что все женщины-водители априори разбираются в машинах меньше, чем мужчины.
С развитием автопрома этот стереотип укоренился, а навязывание социальных ролей в послевоенную эпоху ещё больше закрепило за мужчинами образ единственного водителя в семье. К примеру, во времена бэби-бума в развитых странах в середине XX века в семье были четко распределены роли: мужчина ходит на работу, а женщина занимается воспитанием детей и хозяйством, ожидая мужа дома — с таким набором обязанностей сложно представить, что у женщин было время на изучение работы автомобилей, которые к тому времени стали лишь сложнее в своих конструкциях.
Это отражено даже в дизайне многих автомобилей эпохи 60-70ых в США — в то время на рынке появилось множество маскл-каров с грубыми формами кузова, которые продвигались как «мужской» транспорт, тогда как более «спокойные» модели не пользовались популярностью. Этот опыт переняли и автоконцерны других стран.
Таким образом, к современности возникла ситуация, когда целевой аудиторией для автопродавцов стали именно мужчины, а не женщины. А с учетом общего снижения продаж автомобилей по миру рекламные кампании стали более агрессивно воздействовать на эту самую целевую аудиторию.
Во многом этому способствовал и образ рыцаря, который используется в литературе со времен Средневековья — мужественный любимец женщин постоянно держит при себе коня, а сам хороший конь является показателем его статуса. При замене лошадей моторными средствами передвижения статусность «коня» никуда не делась — некоторое время её эксплуатировали в образах мотоциклистов, но и продавцы автомобилей не обходят это клише стороной в своих рекламных кампаниях. А так как автомобиль больше подходит для совместных путешествий, к образу рыцаря добавился ещё и элемент надежности.
При этом, с развитием автомастерских и программ обслуживания у автодилеров, ушла эпоха гаражей с «ямами», где мужчины исправляли неполадки своих автомобилей — многие сегодняшние водители-мужчины знают о строении своего автомобиля не больше, чем водители-женщины.
Иными словами, стереотип о мужчине-водителе сейчас показывает не столько его непосредственную мужественность, сколько статус как надежного и якобы ответственного человека, к которому можно обратиться за помощью. Этот стереотип культивируется не без помощи автоконцернов, которые продолжают создавать «мужские» автомобили. Но в XXI веке они всё больше обращают внимание на женщин как на потенциальную аудиторию — вероятно, этому способствует продолжающееся снижение продаж автомобилей по всему миру, которое заставляет производителей искать новую целевую аудиторию.
Есть игрушка подешевле - велосипед. Есть игрушка подороже - машина. Ездить - это прикольно, причем тут стереотипы?
Дмитрий, есть конь литровый дорогой как две машины 😂
Я предпочитаю на заднем сидении такси ездить, работать на себя ещё и водителем или каку-нибуть бабу возить развлекаться глупее показателя мужественности не придумашь
А если я вожу мотоцикл 🤔🤔🤔что тогда
Андрей Золин, Тогда - ты беспредельно крут. Немногие могут позволить себе купить такую дорогую игрушку. Впрочем в "совке" любой мог ездить и на велосипеде и на мотоцикле.
В Москве машина только во вред. Да и вообще судя по ценам на машины , бензин, обслуживание, штрафы, гараж и в целом содержании , это лишние проблемы , которые сам себя загоняет человек. Такси , метро или каршеринг.
Это просто стереотип. У меня бывший парень в его семье ни отец, ни брат, ни он не водители. Даже на права из них только бывший учился. Он и то свою машину потом продал, потому что все боялись с ним ездить
Дарья, это из серии хочу умереть как мой дед во сне, а не как его пассажыры крича от ужаса))
Не служил не мужик. Не сидел не мужик. Не водишь не мужик. Нет тачки не мужик. Не можешь починить кран/розетку/шкаф/компьютер/и т.д. не мужик. Не упахиваешься физически на работе не мужик. И ещё миллион стереотипов.
Не хочет - не мужчина :) Настоящий мужчина умеет все, ну или почти все.
Это бабский маразм. Типа, если мужчина водит автомобиль, значит он у него есть, а значит он, как минимум, не совсем нищеброд. А вообще, всем пофиг, хочешь - води сам, не хочешь - катайся на такси или вообще на автобусе. Всем пофиг.