Потому что такого нигде не увидишь – чудо света, очень известное за пределами нашей страны, ведь это самая длинная железная дорога в мире. Мне приходилось в их компании путешествовать, и они, действительно, как-то живее реагируют на все, у нас немногие находят время и силы так покататься. Но для меня поездка на поезде через всю Россию – это одно из самых ярких впечатлений жизни. Главная мысль, которая не покидала меня на каждом километре дороги: как же они могли ее здесь проложить и построить?! Теми силами! Это совершенно невероятно! Когда ты едешь по байкальским тоннелям, по забайкальской степи, «по диким степям Забайкалья» – недаром такой текст в известной песне: ощущение первобытное, впечатление порой такое, что тут не только нога человека не ступала, а что и зверь-то лесной никогда не пробегал! Неоглядные совершенно, абсолютно девственные дали часами и только иногда мелькают эти транссибовские разъезды, где один дежурный дом стоит, и окна этого служебного помещения заделаны решеткой на случай нападения медведей. То есть там никого кроме путейцев нет и только через каждые километра полтора будка деревянная с трубой, где путейцы греются, думаешь – Господи помилуй, этому конца нету! Ты выезжаешь, еще ночь, думаешь – сутки прошли после этого, а ты еще не в Чите даже!
И вот благодаря иностранцам мы имеем сейчас много уникальных фото-документов, которые сами сделать не имели возможности, например, фотографии работы паровозов П36 на Транссибе! Западные туристы оставили колоссально ценную подборку цветных иллюстраций 70-х годов. У нас на это только один человек на всю Россию отважился – Константин Михайлович Кузнецов, к сожалению ныне покойный, из Тамбова. Вот его имя никто не знает, а между тем это очень смелый человек, который сделал то, что не сделал никто другой в огромной стране. Там все было засекречено, если бы поймали, никакой пощады – шпион и все. Тем более что места глухие, каждый человек на виду, чисто технически тяжело было сделать что-то тайком. Ну а вот благодаря такому феномену, как любовь иностранных путешественников к Транссибу, мы можем его летопись чем-то дополнить и еще очень многое восстановить из истории наших железных дорог за Уралом.