Отсутствие поддержки населения
Три предыдущих переворота были достаточно благосклонно восприняты населением, стремившимся к восстановлению «спокойствия и порядка» после периода социальных волнений или насилия. Такой общественной поддержки у нынешних заговорщиков не было, только немногие выступили в их поддержку. Гораздо более многочисленные толпы откликнулись на призыв президента Реджепа Эрдогана, сделанного во время телевизионного интервью по мобильной видеосвязи,- выйти на улицы, чтобы выразить отрицательное отношение к перевороту.
На этот раз, похоже, это не были сторонники светского государства
Турецкие вооруженные силы в течение длительного времени считали себя хранителем светской конституции страны. Во время прошлых переворотов военные отбирали власть у гражданских правительств, которые в их глазах представляли опасность для светского порядка. На этот раз власти обвиняют на пламенных секуляристов, а религиозного деятеля Фетуллаха Гюлена – критика Эрдогана, который находится в самовольном изгнании в Соединенных Штатах. Сам Гюлен отрицает причастность к попытке переворота. Две крупнейшие оппозиционные партии также выразили ясную поддержку правительству. Они заявили, что недопустимо повторять горький опыт прошлых военных переворотов.
Полиция и заговорщики оказались по разные стороны «баррикад»
В предыдущих случаях полиция шла вслед за участниками военных переворотов после захвата ими власти. На этот раз полиция расценивается как сила, тесно связанная с правительством. Полиция начала преследования группы заговорщиков среди военных, арестовав десятки подозреваемых в причастности к мятежу солдат и офицеров.
Заговорщики составляли лишь небольшую часть армии
Как правительство, так и оппозиция оценили силу мятежников в 10-20 процентов от армейского личного состава. В прошлом в переворотах принимали участие вооруженные силы в целом.
Вывод из игры СМИ в наши дни значительно сложнее
Как и в предыдущих случаях, заговорщики захватили государственное телевидение и радио, отключив их от эфира. Но новости продолжали распространяться благодаря негосударственным телестанциям, в первую очередь CNN Turk, и социальным сетям, главным образом Twitter и WhatsApp, которые стали платформой для голоса сопротивления.
Внешняя политика Эрдогана успехов не принесла. Он стал терять лицо. Театральная попытка переворота позволит ему укрепить авторитет власти. Не случайно он призвал народ на улицы - чем больше невинных жертв, тем отвратительнее путчисты.