Во всем "виновата" барабанная перепонка. Кроме уха, которое у нас сбоку лица, есть еще внутреннее, которое имеет выход к дыхательным путям, а я другой стороны ограничено барабанной перепонкой. если воздуха с внутренней стороны (т.е. Внутри головы) меньше, чем снаружи, то разница в давлении с обеих сторон перепонки заставляет ее прогнуться во внутрь, и наоборот, если воздух вне вашей головы более разряжен, чем внутри, то перепонка выгибается наружу(но так происходит редко, в основном перепонка выгибается во внутрь). Когда самолет снижается/взлетает, давление повышается/ снижается снаружи, а внутри оно такое же, как и было некоторое время назад, и перепонка выгибается внутрь. Чтобы вернуть ее в правильное положение, вы рефлекторно зеваете, пытаясь уравновесить давление снаружи и внутри уха. Вот так :)