Доктор исторических наук Виктор Владимирович Пузанов в своей книге «Государство и общество Древней Руси глазами современников» пишет по этому поводу:
«Титул каган пришел на Русь еще в языческую эпоху. Возможно, некоторые представители христианской “интеллектуальной среды”, Иларион в частности, пытались привить данный термин к политическому древу Древней Руси, тем самым еще более усилить идеологическую легитимацию власти киевского князя. Только, судя по всему, эти старания закончились неудачей – заморские пасынки не привились на русском политическом древе.
Не исключено и еще одно объяснение использованию титула каган Иларионом. Перечисляя социальные группы населения, он использует книжные, а не взятые из реальной жизни термины. Вполне возможно, что в условиях начального этапа формирования древнерусской литературной традиции, накладывавшемся на начальный этап становления социальных и политических институтов, Иларион пытался использовать понятие каган как книжный аналог реальному князь»
(Пузанов В.В. Государство и общество Древней Руси глазами современников (XI — начало XII века): историко-антропологические очерки. Ижевск, 2012. С. 28).