Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в школах делают такой большой упор на точные науки?Ведь в мире столько политических,гендерных,религиозных проблем,то есть тех которые окружают человека?

ПсихологияРелигия+3
Mia sonĝo
  ·   · 3,2 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные...  · 9 мая 2018  · academia.fzrw.info

В России и других постсоветских странах это, в основном, советское наследие. Советская идеология была, по существу, сциентистской и гуманитарные науки признавала в принципе в очень ограниченной форме - по преимуществу, на них ложилась функция обслуживания идеологического аппарата. Школы же должны были готовить, прежде всего, будущих пролетариев, которым, разумеется, нужно уметь за станком работать или строительным краном управлять, а не каким-то там гендерными проблемами заниматься или, ещё хуже, учиться дискутировать по политическим вопросам. Последнее в условиях тоталитарного государства и вовсе не преимущество, а проблема, с которой государство скорее будет бороться, чем поощрять - а то ещё, чего доброго, начнут всерьёз политических реформ требовать или что похуже.

В связи с тем, что преподавание гуманитарных дисциплин в советское время как в школах, так и в университетах (в особенности на непрофильных факультетах) находилось в состоянии вполне откровенного упадка, не удивительно, что сегодня многие родители не понимают, зачем нужны многие гуманитарные дисциплины в школах (гуманитарные классы, в свою очередь, зачастую рассматриваются как классы для слабо успевающих школьников), а студенты сомневаются в их уместности на технических и естественнонаучных факультетах. Ситуация меняется в лучшую сторону, но меняется медленно и неравномерно, в основном на уровне отдельных локальных инициатив. При этом постепенный захват гуманитарной области религиозными организациями порождает новый блок проблем и никак не помогает нормализации ситуации в этой сфере.

Но это не общемировая практика. Посмотрите на школьные программы европейских стран или США, и Вы убедитесь, что гуманитарные науки в них занимают более важное место, чем в России. Например, во Франции и некоторых других странах в школах активно изучают философию, а в США требования по курсам английского языка и социальных наук для школьников, как правило, не ниже (а часто и выше) по количеству часов, чем требования по математике и естественным наукам. Например, в Калифорнии старшеклассники для успешного окончания школы должны завершить по 3 зач. ед. английского и социальных наук и по 2 зач. ед. математики и естественных наук, хотя конретные требования зависят от штата.

Таким образом, всё зависит от страны. Гуманитарные науки в обязательном школьном образовании - это, во многом, атрибут демократических государств, где человек рассматривается не просто как трудовая сила, а как активный и самостоятельный участник общественной жизни, участвующий в принятии политических решений и ведущий самостоятельную экономическую деятельность. Только в этом случае есть смысл учить детей политологии, экономике, философии, логике и т.д. Если же задачей образования является просто выращивание солдат и рабочей силы, тогда, конечно, ничего из этого не нужно - достаточно немного русского языка, чтобы могли инструкцию прочитать, чуть-чуть истории и политинформации для идеологической обработки.

По этой же причине до относительно недавнего времени гуманитарные науки были в основном частью скорее элитарного образования. В Российской Империи едва ли какой-нибудь крестьянин изучал бы философию или политологию - не крестьянское дело лезть в подобные материи. Читать и писать если научится, то и слава Богу, а больше ему и не надо ничего.

Сравните, к примеру, программы Императорского Царскосельского лицея, предназначенного для дворян, и городских училищ, которые предназначались для бедных слоев населения (в обоих случаях в учебное заведение принимались дети 10-13 лет).

В первом случае это закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия, российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика, российская и всеобщая история, физическая география, математика, начала физики и космографии, география, статистика, чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

Во втором случае - закон Божий; чтение и письмо, русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, арифметика, практическая геометрия, география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии, сведения из естественной истории и физики, черчение и рисование, пение и гимнастика.

При некоторых сходствах можно заметить различия: прежде всего, в такх дисциплинах как иностранные языки (в т.ч. латынь и латинская литература), риторика, правоведение, этика, а также, конечно, не интересные для нас в данном случае танцы, фехтование и верховая езда. Соотношение гуманитарных наук к естественным в программе Царскосельского лицея существенным образом отличалось при этом от среднестатистического училища, и это было вполне продуманной, отрефлексированной стратегией.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
Я боюсь, что Вы смотрите на школьную программу глазами школьника-гуманитария. Другие ученики могут с Вами не согласиться. Во-первых, я бы не сказал, что у нас в школе не уделяется внимания социальным и гуманитарным наукам... Читать далее
Политические,  гендерные,  религиозные проблемы - это конечно важно.  Но причём тут школа? Школа предоставляет,  ну или должна предоставлять,  определенный минимум знаний обязательный в дальнейшем для получения любого профессион... Читать далее