Прирождённый российский коллективизм – это миф, который не имеет под собой никаких оснований.
Если посмотреть на данные международных исследований, то для россиян характерна индивидуалистическая ориентация. Как показывают ведущие российские исследователи ценностей Владимир Магун и Максим Руднев на материале European Social Survey, сильная индивидуалистическая ориентация свойственна 26% россиян (для сравнения – только 14% немцев, 13% поляков, 11% бельгийцев), а в целом на индивидуализм в России ориентированы более половины – 54% (45% в Испании, 34% в Швеции, 26% в Германии). Причём со временем индивидуализация становится только сильнее (в 2008 году было 47%).
Другой ключевой показатель – межличностное доверие, которое никогда не бывает низким там, где сильны коллективные чувства. По данным Европейского социального исследования 2016 года, в России он весьма низок: лишь 11% утверждают, что людям в целом можно доверять (оценки 8-10 по 10-балльной шкале). Для сравнения: в Финляндии – 43%, в Швеции – 29%, во Франции – только 9%. В условиях низкого уровня межличностного доверия люди заботятся исключительно о своих интересах – заботиться о коллективных интересах просто нет смысла.
Если взглянуть на дело с точки зрения политической науки, то ключевой особенностью россиян является категорическое неверие в коллективное действие. Поэтому политическая организация так затруднена: сразу 49% опрошенных россиян в том же исследовании категорически отрицают свою способность проявить политическую активность в рамках группы – самый грустный показатель в Европе.
В действительности, само противопоставление индивидуализма и коллективизма не имеет смысла. Современные общества стремятся гармонично сочетать оба эти начала: именно с этой целью возникла современная социальная наука. Там, где люди не обсуждают и не вырабатывают коллективно нормы совместной жизни, творческая конкуренция превращается в разрушительную войну за ресурсы. Если общество раздроблено, то права личности некому защитить, и каждому остаётся полагаться только на себя. Если люди атомизированы и боятся друг друга, усиливается государство, которое подавляет любую инициативу и наказывает наиболее активных.
Отсутствие возможностей для индивидуального развития личности – на самом деле результат недостатка общественной солидарности и объединяющих целей.
Думаю потому, что слишком часто выживать приходилось и получалось только всем вместе. А конкуренция сводилась к шкуродёрству здесь и сейчас. Может и ошибаюсь.