Россия является членом Совета Европы, одним из условий вступления в Совет Европы было подписание Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Россия подписала Протокол, но не ратифицировала. Однако, в России смертную казнь запрещено применять в силу Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему Протокол, вести себя в соответствии с ним до его ратификации.
После этого, в 1999 году Конституционный суд РФ указал на то, что смертная казнь не может применяться до введения суда присяжных во всех субъектах РФ (на тот момент институт присяжных отсутствовал в Чеченской Республике).
После введения институт суда присяжных в Чеченской Республике, КС РФ еще раз высказался относительно смертной казни в РФ и указал, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер („впредь до её отмены“) и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации».
Таким образом, следует говорить о том, что в настоящий момент в Российской Федерации, смертная казнь де-факто не существует, в силу прежде всего международных обязательств, а также в силу Конституции, которая по сути не должна умалять права человека, которые ему даны международным законом, участником, которого является РФ.