В России в последнее время наблюдается нездоровый тренд на патриотические чувства. Не в наилучшем их смысле, где люди реально болеют за общее дело и переживают за страну, а в вывернутом наизнанку - "бывает хуже чем у нас". Это относится и к кино.
Итак... в России умеют снимать кино. Хорошее, причем, кино, получающее признание на западе. Яркие примеры - "Танго и Кэш" Андрея Кончаловского (да, в ранних версиях фильма его имя убирали из титров), проект с довольно сложной судьбой (настолько, что протекционизм Сталлоне, а также финансовые махинации продюсера фильма, в итоге которых он добился продажи Columbia Pictures, в которой тот имел немалый вес и влияние, компании Sony, привели к срывам съемочных графиков, отстранению Кончаловского при завершении 80 процентов съемок и переработке финала без Кончаловского), но тем не менее - на первых ролях культовые Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне, а фильм выглядит вполне себе крепко сбитым кинцом на фоне иного кинопродукта Голливуда конца восьмидесятых-начала девяностых, "Поезд-беглец" того же Кончаловского, снятый по сюжету Акиры Куросавы, принесший Кончаловскому признание во все том же Голливуде, либо свежий "Хардкор" Ильи Наишуллера (восхищение которому высказывал в твиттере сам Роберт Родригез, а певец The Weeknd стал фанатом ленты и даже заказал у Наишуллера клип на один из синглов к альбому "Starboy"). Вроде как и прокатная судьба у того же "Хардкора" на западе нормально сложилась.
Если у нас все так хорошо, то почему все так плохо? А ответ прост. К сожалению, к огромному просто сожалению, шоубизнес (а киноиндустрия - неотъемлемая его часть) в России работает по тем же алгоритмам, по которым работают менеджеры в нефтянке или продавцы пылесосов Kirby. Люди подходят к производству коммерческого кинопродукта, уделяя внимание подготовке, вкладывая все максимально возможные усилия в промо и раскрутку, но... не понимая что и для кого они снимают.
В тех же штатах (колыбель коммерческого кино, на них и будем равняться в данном ответе, про Бюнуэля или итальянское кино умолчим - в России такой продукт не прижился) огромную роль при прокате кино играют... критики. Серьезно. Отчасти поэтому компания, издававшая "Охотниц за привидениями" (ага, тот самый ремейк "Охотников за привидениями", где вместо команды нердов - дамы, а вместо смазливой секретарши команды - смазливый качок-красавчик) пыталась судиться с некоторыми ресурсами, выкатившими негативные рецензии (подробности расписывать не будем), якобы негативная критика привела к "упущению возможной прибыли". О чем это говорит? О том, что прокатчикам в штатах ВАЖНО что скажут критики, блоггеры, и главное - какое впечатление останется у зрителей, какой имидж у ленты в итоге окажется в медиа (а интернет и соцсети - тоже медиа). Именно от последнего пункта - имидж в медиа - зависит то, будут ли пускать сиквел, есть ли потенциал у франшизы или нет (а пустить сиквел удачного фильма - это верный путь срубить бабла).
У нас же на КАЧЕСТВО продукта зачастую прокатчиком забивается болт. Если западные киноделы (к слову, эта черта относится и к музыкальной индустрии тоже) пытаются работать на прибыли в ДОЛГОсрочной перспективе, то в России прокатчики и издатели работают на максимизацию КРАТКОсрочных прибылей. Отсюда и нехилые промо-кампании, проплаченные статьи в СМИ (зайдите на сайт телепрограммы "Индустрия кино"- filmpro.ru - на момент написания ответа сайт ВЕСЬ заполнен выплывающей рекламой "Защитников" Сарика Андреасяна, настолько провальной лентой, что Антон Логвинов из журнала "Игромания" в своей видеорецензии на ленту впервые перешел на мат).
При всем этом, в промокампании фильма эксплуатируются низменные установки "наш ответ голливуду", "наше - родное" и "бывает и хуже, но это первая попытка такого кино, надо болеть за страну и поддержать фильм рублем" (А - это далеко не первая попытка супергеройского кино в России, до этого была вполне сносная "Черная молния", Б - это далеко не первая попытка съемок блокбастера в России - ведь были замечательные "дозоры", которые приятно смотреть и 10-15 лет спустя).
Но - есть же хорошие ленты, почему они проваливаются в прокате? "Неадекватные люди" или "Все и сразу" Каримова, "Дурак" Быкова, "Ч/Б" Шелякина - они все провалились в коммерческом прокате. Это потому что у нас не смотрят хорошее кино? Нет, хорошее кино у нас любят. Просто в бюджеты таких фильмов издатели или спонсоры редко закладывают достаточные средства на раскрутку или промо, а тот же Каримов или Быков думают в первую очередь о производстве фильма, а не о его промо, как тот же Сарик Андреасян (пытавшийся добиться блокировки канала Badcomedian в свое время - да, за "упущенную выгоду" от обзоров Бэда на продукт компании Enjoy Movies). И соответственно - весь бюджет и все силы тратятся на производство. А что делает тогда прокатчик, когда покупает права на прокат фильма? А ничего не делает - он берет самые шумные и раскрученные ленты, заточенные под максимальную краткосрочную прибыль, и пропихивает их в как можно большее число кинотеатров.
Хорошее кино у нас любят. Хорошее кино у нас делают. Но его никто не прокатывает, потому что в кинобизнес люди идут откуда угодно, но не из кино.
А тем, кто пытается назвать ленты вроде "Притяжения", "Викинга" (какое-то порно, вместо исторической ленты) или "Экипаж" ("а вон - на том самолете можем улететь, он вроде грузовой, легкий" - это Ан-24, дура! куда ты за штурвал полезла, если не знаешь тип самолета, а только знаешь что он грузовой -ну да, окошек мало по бокам, ясен пень он грузовой!!! и куча прочих глупостей, сценарных проколов, ДАНИЛАКОЗЛОВСКИЙ_ПРЕВОЗМОГАЕЕЕЕТ, ну и... переброска людей из самолета в самолет, оправданная бредовой байкой одного из персонажей) хорошим кино, потому что "оно наше родное" - желаю гореть в аду.
"Кин-дза-дза" - это хорошее кино ("- Мирон, что такое киндзадза? - Ну это типа Безумный Макс, только в СССР снят" - из интервью Porchy и Oxxxymiron сайту theFlow), оригинальный "Экипаж" Митты - это хорошее кино. "Ночной дозор" и соответственно "Дневной дозор" - это хорошее кино. "Брат" и "Брат-2" это хорошее кино. Ленты "Квартета И" - это хорошее кино. "Сатисфакция" Гришковца - это хорошее кино. "Теория запоя" или "Особенности национальной рыбалки" - это хорошее кино. А то, что прокатывают сейчас при массированном промо - это то же самое порно, только если вырезать оттуда все сцены секса.
P.S. На данный момент в моем городе в трех кинотеатрах (трех из... трех) основное прокатное время уделено "защитникам" Сарика Андреасяна. По несколько раз в день, сеансы "защитников" идут подряд друг за другом. В городе не планируется и не планировался на данный момент к прокату оскароносный "Лунный свет" или "Лев" с кучей наград. Почему? Потому что нафиг оно надо, денег же не принесет (и плевать, что шумиха вокруг Оскара - лучшая реклама). Еще яркий пример - по выходу "Исчезнувшей" Дэвида Финчера лента ЛИДИРОВАЛА по сборам в российском прокате (дело не в промо, дело в имени режиссера - его имени зритель верит). В городе лента не прокатывалась. Но было несколько отечественных проходных лент и пара подростковых комедий. Прокатчику в массе своей не интересен качественный продукт, прокатчику нужен лишь информационный шум.
В России наблюдается нездоровый тренд к осуждению патриотических чувств.
Я вас огорчу, но ето так.