Если вывернуть вопрос, чтобы он звучал “Почему в США сняли такие сериалы, как “Во все тяжкие” и “Как я встретил вашу маму”?”, то ответ на него покажется, возможно, очевидным.
1) Индустрия. “Мама” возникла не из воздуха, трудно ее представить без существования “Друзей” и десятков/сотен ситкомов чуть-чуть или гораздо хуже. То же с “Во все тяжкие” - для создания такого шоу понадобился не только Винс Гиллиган, но и готовность канала (в данном случае AMC) взяться за такой проект. Тут опять же окружающая среда: HBO, “Клан Сопрано” и другие большие сериалы, тонко намекавшие, что надо резать подметки, пока сапоги (сравнительно) новые.
Сейчас аналогичный рост происходит и на нашем телевидении: ситкомы ТНТ рано или поздно могут дать российскому эфиру культовый ситком для нескольких поколений, “Оттепель” и другие крупные проекты (“Метод”?) льют воду на мельницу других серьезных сериалов.
2) Авторы. Сериал - это длительная история, которая должна выходить каждый год. Как точно заметил, кажется, Михаил Идов: в России хороший сериал - это индивидуальный подвиг условного Сергея Урсуляка (“Ликвидация”, “Жизнь и судьба”) или Валерия Тодоровского (“Оттепель”), плюс это всё такие телефильмы, второй сезон либо не подразумевающие, либо сильно с этим затягивающие (второй сезон “Оттепели”, кажется, еще даже не дописан).
Сейчас в сериальную индустрию ушли практически все большие независимые режиссеры (от Бориса Хлебникова до Алексея Попогребского), возможно, поможет подвигу стать событием более частым.
3) Контекст. В российском кино запрещают курить и материться, да и по географическим причинам Breaking bad буквально у нас невозможен. Есть очень много табу - от разговоров “про это” до вообще каких-то серьезных тем, табу не только телевизионных, но и общественных. Сериал “Школа” в свое время вызвал натуральный скандал, хотя казалось бы. Возможно, дело действительно в аудитории - или, во всяком случае, в том, как каналы видят свою ц/а. Как бы там ни было, эпопею про учительницу, которая из-за низкой зарплаты и/или болезни подалась в стриптизерши или наркодилеры, мы вряд ли увидим в ближайшее время.
Хотя даже Первый канал сейчас пытается возобновить вертикальное программирование, чтобы вернуть в эфир сюжеты помрачнее. Возможно, это тоже какой-то знак, потому что бесконечные российские сериалы, которым в данном вопросе противопоставлены “Как я встретил вашу маму” и “Во все тяжкие”, снимаются под сетку, когда эпизод выходит каждый день. Это немного другое зрительское мышление, что тоже немаловажный фактор.