Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в России люди не умеют слушать музыку?

Искусство и культураМузыка
Dmitry Drozdov
  ·   · 44,1 K
Музыкальный критик  · 19 янв 2016

У нас очень нормативная среда. Пока весь остальной мир так или иначе работал на идею повседневной свободы для человека, у нас был СССР. И СССР был очень нормативной средой, в которой было прописано практически все: от того, как нужно воспринимать музыку, до того, как нужно воспринимать искусство. В учебнике 1963 года по истории западной музыки я обнаружил следующее: “В западной музыке очень сильно пустил корни модернизм. Но не все западные композиторы отказались от реалистических традиций и некоторые преодолевают декаданс, существующий там”.

Всё было очень четко расписано: как выглядит реалистическая музыка? Реалистическая музыка – это музыка, основанная на народном мелосе. Народный мелос, естественно, придумали двумя поколениями раньше те, кто были профессиональными композиторами, но не суть важно. Весь народный мелос уже к этому моменту имел вид канона. Народный мелос – это реализм, потому что нет ничего реальнее, чем народ с его базовыми потребностями, которые удовлетворяются самым базовым, понятным ему способом. Все, уклоняющееся от народного мелоса, это уже модернизм. Это допускается в пределах, которые предполагает традиционная марксистская эстетика, основанная на диалектике необходимости наличия борьбы противоположностей. В виде противоположностей какая-то часть модернизма туда допускается, но она всегда должна сниматься в синтезе. А синтезом этого является немного модернизма и насаженное на него «Полюшко-поле». То есть это «Полюшко-поле», но более-менее модернизированное в плане инструментовки, ритмики, гармонизации материала.

Нормативная среда, предписывающая, как эту музыку нужно воспринимать, предполагает, что есть профессиональные операторы, которые уже все описали. В этот момент создается концертная практика восприятия. Есть профессиональные операторы, музыковеды и музыкальные критики, они уже рассказали обо всем, что в этой музыке есть. Задача слушателя – врубить эту музыку, а лучше прийти на концерт, и все услышать.

Эта нормативная среда, существовавшая в официальном виде до 1990-го года, а в неофициальном продолжающая воспроизводить себя до сих пор в разговорах об опоре на традицию, о традиционализме русского народа, о том, что “в СССР зато была великая культура”. Эта схема, по большому счету воспроизводящая нормативно-пассивное восприятие культуры, успешно продолжает это воспроизводство и по сей день.

Логоцентиричность русского рока – поиск смысла высказывания, глубокого важного смысла, красивая важная сложная музыка, поднимающая красивые, важные, сложные темы. Это все актуальные темы и сейчас, они берут свое начало в советском представлении о том, как должна выглядеть культура. Таким образом, мы еще очень страдаем от этой нормативности, которую мы так и не переварили. А поскольку у нас в повседневности со свободой отдельного человека все не очень хорошо, в том смысле, что сама повседневность до сих пор не очень уютная, изменения происходят очень медленно.

У нас присутствует очень сильная, особенно сейчас, православная нормативность, диктующая, как не надо себя вести, как одеваться, на какие темы говорить, на какие не говорить. И вот этот столбик нормативности в том числе определяет и то, что мы продолжаем воспринимать искусство как некий объект, из которого мы должны вычитывать смысл, вложенный туда профессиональным оператором. Вот поэтому у нас по-прежнему люди не участвуют в создании поп-музыки, полагая, что для этого существуют специальные профессионалы, и нечего им мешать. А мы уже потом оценим, какую гадость опять нам эти эстрадные попсовики предложили. При этом ничего своего мы не то что не можем, мы не должны ничего своего сюда вкладывать.

Извините, а вы не могли бы объяснить, в чём заключается участие людей в создании поп-музыки? Я вот уже 2-й такой... Читать дальше
философия, психология,   · 23 нояб 2017
Также они не умеют задавать вопросы, прочем как и во всех других странах.  Не нужно отделять Россию будто она совсем другая, запад тот же самая Россия только богаче, из-за чего немного щедрее и добрее, если возникнет кризис и... Читать далее
Инженер по тестированию программного обеспечения...  · 21 янв 2016
Я, конечно не музыкальный критик, но попробую высказать свое сугубо субъективное мнение по этому вопросу. Речь пойдет о поп-культуре (не путать с попсой), ни слова про классику и фольклор. Со времен СССР в России не было так... Читать далее

А людям следует иметь только музыкальный вкус или надо ещё литературный, кинематографический и так далее?

Автор Telegram-канала @pashmallow  · 28 янв 2016
Потому что был железный занавес. На смену чему пришла другая раковая опухоль - русский рок (не рок на русском, а клоака из штампов, пошлых протестов и изначально гиблых музыкальных задумок). Культура слушания и сочинения музыки... Читать далее

Что за идиотский вопрос?))) Не ну серьезно уже не знаете до чего докопаться. И может ли вопрошающий просветить нас простых смертных как жешь надо музыку то слушать?))))))))

айтишник  · 7 нояб 2017
Если вопрос о низком качестве популярной музыки и безвкусице, то это не проблема России. Подозреваю, что такая ситуация во всех не англоязычных странах. Просто в свое время, в Англии 4ка парней из провинциального Ливерпуля... Читать далее
Скромный меломан со странным чувством юмора  · 3 сент 2017
Наверняка вопрошающий приводит в качестве контрпримера англоязычные страны и их музыку. Действительно,  в России очень трудно охарактеризовать какую-нибудь англоязычную музыку в качестве "стыдной". Поставишь в какой-нибудь... Читать далее
В смысле не умеют слушать музыку? LOL. Каждый человек делает то, что ему нравится и как ему нравится. Он может слушать музыку в наушниках, а может и без. Может слушать психодел, а может слушать клауд рэп. Вас не бесят люди... Читать далее
Живет со мной в общаге такой, как ты. Слушает радио BLACK STAR, смотрит сериалы с ТНТ, и делает все это на... Читать дальше

Да все нормально, что вы лишний раз нагоняете. Мое поколение (нулевые) ничем от западного в плане качества (кек)музыкальных вкусов не отличается

1, 2 - готово

Выгнали с позором из "Института благородных...  · 10 мар 2018

А можно уточнить: "не уметь слушать" это как? Вот если не уметь забивать гвозди - это понятно: взялся забивать - сразу молотком по пальцам. А с прослушиванием музыки что?

В таком случае - все пожилые ценители музыкальной классики не умеют слушать музыку. Особенно, когда сидят в... Читать дальше