Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в России более принято погребение, чем кремация?

ПсихологияОбщество+1
Максим Шевченко
  ·   · 19,8 K
Политолог, международник  · 10 янв 2017

Раз никто не ответил на этот вопрос с точки зрения культуры памяти и воспоминания, то я рискну (тем более это моя область знания).

Начнем с того, что мертвые долгое время играли важную роль в жизни живых. Они были участниками ритуалов, защитниками и советниками. Вспомните, что первые религии часто обращаются к духам умерших предков, например в Японии, для совета или защиты. Они их задабривают, общаются с ними. 

В христианской традиции данные практики также присутствуют. К ним относятся поминки, визиты на кладбище со стаканом водки, общение с могилами. Когда я был на некоторых "мемориалах" участников ОПГ, то видел, что у некоторых могил и статуй, например, приделаны руки, а под ними пепел от сигарет. То есть до сих пор "кореша" приходили "перетереть за жизнь" с почившими. Высокое тоже не осталось в стороне: на могилу Бродского в Венеции до сих пор носят стихи собственного сочинения.

Таким образом, это целая культура общения с умершими, которая восходит к древнейшим временам. Она зиждется на почитании, интересе и экзистенциальном страхе перед неизбежностью. С другой стороны, раньше и сейчас многие люди хотели оставить хоть какой-то след от своей жизни. Могила является лучшим подтверждением того факта, что ты был, жил и оставил след своего существования. 

Напоследок, существует такая вещь как память. Памятью обладает каждый человек, что бесспорно. Все мы помним события своей жизни. С точки зрения социальных наук - это индивидуальная память. С другой стороны мы помним, вспоминаем и разделяем воспоминания о тех событиях, которые мы не проживали. Мы их разделяем с обществом, берем эти воспоминания из общества вокруг нас, поскольку они важны для группы/групп к которым мы принадлежим. Это называется коллективная память - общая память коллектива о важных событиях прошлого. 

Отталкиваясь от этого нужно сказать, что коллективная память всегда циклична. Она идет по кругу, поскольку нуждается в закреплении и повторении - этот процесс называется по-научному коммеморация (букв.  празднование годовщины). Поэтому она нуждается в ритуалах или праздниках, сначала церковных, а потом государственных. В процессе коммеморациии, то есть приобщения к коллективной памяти, люди идут к могилам, чтобы непосредственно прикоснуться к символам или местам памяти, как выразился Пьер Нора. В современном мире могилу или церковь заменили памятники культуры: музеи, мемориалы, монументы.

Автор удалил комментарий
пользователь TheQuestion.  · 8 янв 2017
Может быть потому, что нет проблемы с местом, а сейчас эта проблема появилась только в Москве и Петербурге? Построить крематорий тоже затратное дело и маленькие городки составляющие Россию не будут строить крематории из просто... Читать далее

Ну изначально-то, в дохристианские времена покойников именно сжигали, а кости хоронили.

Маркетолог, брендолог, волонтёр. Имею на все своё...  · 11 янв 2017
Проблема кремации заключается в том, что согласно христианской традиции все покойники воскреснут из могил во время второго пришествия, а вот кремированные не смогут воскреснуть, поэтому такой перекос. Так же обратите внимание... Читать далее
Всё неправильно. Нет никакой разницы Богу из чего воскрешать человека, из почвы в которую превратилось тело... Читать дальше