Ответ Аси Сергуниной исчерпывающий и, насколько я могу судить, корректный, но запутанный. Попробую сказать то же самое, но яснее и короче.
Во-первых: достаточно ясно, что Слово в этом тексте - это Иисус Христос. Чтобы убедиться в этом, достаточно припомнить продолжение текста: "и Слово стало человеком, ходило среди нас", и т. д.
Во-вторых, что значит это слово - Слово. Была в поздней античности такая философская школа - неоплатоники. Она разработала сложную систему понятий, которая затем отчасти легла в основу христианского богословия. Так вот, Логос - это философский термин, используемый философами этой школы. В их интерпретации это одна из ступеней эманации - процесса, при котором из самой общей идеи путём её постепенного уточнения и дробления рождается всё многообразие мира. Самая общая идея - это Единое, чуть менее общая - это Логос, что может быть переведено и как "слово", и как "замысел", а дальше уже роды и виды и т. д. Коротко говоря, Иоанн воспользовался готовой философской концепцией, известной более-менее всем образованным людям его времени, чтобы коротко выразить сложную мысль, которая потом подробней была изложена в Символе веры: Христос - не только человек, но и Бог, точнее - ипостась Бога, которая имеет свойство быть причастной тварному миру и через которую, благодаря этому свойству, и происходит сотворение мира.
Спасибо.
Правильно ли так трактовать: в начале был замысел, а только потом он был реализован?
возможно потому, что Сам Бог в Писании назван Безначальным ( не имеющим начала), а начало всему положило Его Слово. Именно сказанное Им Слово явилось началом Его Творения.
Почему Слово, а не Дело? Кому надо было передать мысль, информацию?
Это не ответит на Ваш вопрос, не пояснит его, но если действительно интересна данная тема, то посоветую книгу "Vita Nostra", как фантастические размышления о чем-то похожем :)
Я тогда в ответ предложу книгу: Вадим Руднев «Новая модель реальности».