Если говорить в общем, то всё очень просто.
Первое, и самое важно, что влияет на конфигурацию тоннелей метрополитенов, это геологические и гидрологические условия. Предпочтительно прокладывать трассу в наиболее прочном, устойчивом и необводнённом пласте грунта.
Второе, это конечно точки притяжения трассы метрополитенов. Вполне логично располагать станции там, где они будут нужны людям, в каких-то крупных местах возможного скопления пассажиров.
А теперь, переходим к ответу. Разрабатывать сечение тоннеля можно различными способами. Зачастую невозможно его проходить сразу на полное сечение, поэтому есть уступный способ, когда сначала разрабатывают верхнюю часть и укрепляют, а потом нижнюю. Есть ещё способ опёртого ядра, когда сначала проходят центр тоннеля, а потом разрабатывают оставшиеся его сектора сверху вниз. И много других.
В итоге, расположение платформ, которое бывает островное (когда она одна и посередине) или береговое (когда их две по краям) зависит от принятого способа производства работ для заданных условий.
Главное требование для платформ, — принимать потоки пассажиров без столпотворений. Обычно нормируется их ширина, потому что длина зависит от длины поезда. К слову, предельная плотность заполнения платформы, три человека на квадратный метр.
Ну и ещё немного реальной практики. Наконец-то, в Петербурге стали применять щиты для проходки двухпутный тоннелей. Поэтому очень логично предположить, что будущие станции будут береговыми, чтобы не разводить пути между собой для устройства островной платформы.