Выдвину предположение: в кризисный период индивид осознает себя личностью; коллапс общества выворачивает государственное устройство, тем самым обнажая действительное положение человека в идеологическом пространстве. Грубо говоря, интерес к личному, в том числе к самому себе, есть попытка преодоления отчуждения, явно выраженного в период упадка.
Предположение основано на тезисе, что ранее мемуаров будто бы избегали, акцентируя внимание на общественном. Это все про античность, как вы могли понять.
Также следует упомянуть, что автобиографии также служили идеологической пропагандой в периоды гражданских войн. Из этого можно сделать следующий вывод: история, политика - сложные для рядового гражданина (в кризисные периоды) науки, оттого происходит развитие автобиографического жанра, как миниатюризации глобального исторического процесса.