Отвечает автор проекта «Где культура» Алёна Эльфман:
Тема денег есть не только в пятикнижии, а в большинстве произведений Фёдора Михайловича. И это ничуть не удивительно.
Во-первых, деньги стали важной составляющей человеческой жизни давным-давно – с тех пор, как превратились из безобидного синонима товара в системе меновой торговли в могущественный инструмент, гарантию благополучия, символ власти, средство искушения и «предмет первой необходимости». Недаром в «Подростке» Достоевского сказано: «Деньги хоть не бог, а всё же полбога». И если писатель касается в своих книгах таких тем как бедность, социальная несправедливость, преступления, проституция, взяточничество, спекуляция, вопросы наследства, азартные игры и т. п., речь неизбежно зайдёт о деньгах.
Во-вторых, и в жизни Фёдора Михайловича деньги сыграли большую роль. Ему не посчастливилось родиться в богатой семье, и потому он хорошо знал, что такое нужда, начиная ещё со времени учёбы в военном Инженерном училище, где единственный пил вместо чая с сахаром пустой кипяток. Он отказался от крох родительского наследства в пользу младших братьев и сестёр, а сам в должности мелкого чиновника едва зарабатывал себе на кусок хлеба. Во время каторги он хорошо прочувствовал, что порой только припрятанная монетка может спасти жизнь. Во время трагического увлечения азартными играми он не вылезал из долгов и был вынужден униженно просить денег у знакомых, скрываться от кредиторов, подписывать кабальные договоры. При этом – как мужчине и кормильцу – ему следовало заботиться не только о жене и детях, но и об осиротевшей семье покойного брата.
Кроме того, он хорошо видел, что творится вокруг. Видел, как выросло после отмены крепостного права число людей неприкаянных, не знающих, как прокормиться, и они превращались в человеческие отбросы и пополняли ряды разбойников. Видел, что богатые куда больше упиваются не роскошью, а властью, которую дают им капиталы. Видел, как разорившиеся вчерашние богачи все силы тратят не на то, чтобы поправить положение, а на то, чтобы пускать обществу пыль в глаза, влезая при этом в ещё большие долги. Он видел, как большие деньги становятся смыслом жизни, а способы их добывания лишают людей человеческого облика…
Так как же могли деньги не стать одним из главных лейтмотивов в произведениях Достоевского?