Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в дореволюционной России образованные люди были умнее нынешних выпусников ВУЗов? Почему?

ОбразованиеИстория
Анонимный вопрос
  ·   · 41,4 K
История, экономика, политика, география, армия...  · 30 авг 2020

Образование в Российской Империи было одно из лучших в мире. Собственно количество и качество русских ученых и изобретателей того времени это подтверждает.

При этом, образование было достаточно доступное. Например в Англии в университетах имели право учиться только аристократия, у нас же в среднем более половины выпускников были из крестьянских семей.

Если образование "лучшее в мире", тогда остается загадкой, почему сила измеряется в ньютонах, работа в джоулях... Читать дальше

Геннадий Кононов, ну не надо вслед за ЦРУ повторять про "Менделевича и Ломоносовского". Это просто недосягаемые вершины.Погуглите Бэра, Палласа, Павлова, Сеченова, Мечникова, Чернова, Попова, Яблочкова, Якоби, Лобачевского хотя бы. Хотя в целом вы правы.

Да не так уж много ученых то было. Тем более, что большинство ездило учиться или подучиваться за границу. Менделеев. кстати, тоже провел там года полтора. А Ломоносов вообще учился.

и насчет "среднем более половины выпускников были из крестьянских семей" не надо сказок. Эти дети не имели ни достаточного образования для поступления и учебы, ни денег на существование во время учебы.

Как бы не изгалялись почитатели царского образования, НО! Именно советский человек первым вышел в космос, увеличил в 70 раз промышленный потенциал СССР

Летчики  СССР - больше чем во всем мире.jpg

Вера Пиликина, и чем гордиться то? Полуголодная страна в коммуналках и бараках, а они человека запустили. И что получили?

Православие, как наиболее консервативная форма религиозного обскурантизма - очень эффективно боролось с любой формой свободомыслия. А без свободомыслия - развитие научной мысли невозможно! Поэтому мы вплоть до 18 века не знаем великих русских учёных с русской фамилией! Один Ломоносов... И тот учился за границей, был женат на католичке и состоял в постоянных "контрах" с Синодом...

Поэтому говорить об качественном образовании в дореволюционной православной России - это УТОПИЯ!

Елена Мамаева, ерунда. Самая мракобесная религия - это мусульманство.

При православных императорах в России произошло множество открытий. дали развиться Ломоносову. учреждены сильные учебные заведения и Академия Наук.

Откуда у вас такие данные, что больше половины выпускников университетов были из крестьянских семей? Крестьяне в общей своей массе даже читать не умели, какие университеты? Прабабка моя, 1914 года рождения, после педучилища, будучи юной девчонкой, занималась ликвидацией безграмотности на селе, учила бородатых мужиков читать и писать, никто не умел! Недавно с ребенком читала автобиографическую повесть Чуковского "Серебряный герб", о том, как его вышибли из гимназии за низкое происхождение. Потому что был указ о "кухаркиных детях", которым не место в гимназии. И вы утверждаете, что крестьяне в университетах учились?

До 1815 года с "благословения" РПЦ издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением».

В 1819 году были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие Творца человека на анатомические препараты» (от автора: вот "распилить" тело "святого" на мощи - пожалуйста, но для поиска причин болезни и лечения оной - ни в коем случае!).

В 1850 году не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея».После публикации Рулье в1859 году в газете «Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель мог «согласить с первой главой книги Бытие».

В 1866 году из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими».

В 1873 году был запрещён труд немецкого философа и естествоиспытателя Эрнеста Геккеля «Естественная история мироздания».

В 1879 году уничтожены все экземпляры книги Георга Финлея «Византийская история с 716 по 1453 год», в которой, по мнению церковников, имелись «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви».

В том же 1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции.

В 1879—1880 годах запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов».

В 1890 году запрещена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение». 5 лет спустя «святые отцы» добрались и до первоисточника, запретив за «материалистический характер» книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

В 1893 году изъята из распространения книга Г. H. Гетчинсона «Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии». Духовная цензура аргументировала свое решение тем, что автор не согласовал своих взглядов с церковным учением о сотворении мира, и поэтому книга «подрывает основы религии».

В 1902 году сожжён весь тираж книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека».

Сейчас православные попы снова, как тараканы на батарею, лезут в школы, чтобы под видом «христианской этики» нести свои бредовые «учения» в неокрепшие умы. Чему они могут научить детей? Смотрите выше. Так нужна ли школе церковь, а ученикам "православие" вместо астрономии?

Lawyer

Ещё одна цитата:

"17 января 1820 года Александр I утвердил инструкцию Казанскому университету:

Цель правительства в образовании студентов состоит в воспитании верных сынов православной церкви… Директор обязан главнейше наблюдать, под строжайшею личною ответственностью и всеми способами власти, ему даруемой, чтобы воспитанникам университета внушено было почтение и любовь к святому евангельскому учению. Для сего обязан он наблюдать, чтобы дух вольнодумства ни открыто, ни скрыто не мог ослаблять учение церкви в преподавании наук философских, исторических или литературы. Директор обязан иметь достовернейшие сведения о духе университетских преподавателей, часто присутствовать на их лекциях, по временам рассматривать тетради студентов, наблюдать, чтобы не прошло что-нибудь вредное в цензуре.

Чтобы студенты ежедневно отправляли в положенное время должные молитвы, все вместе и в присутствии инспектора, чтобы в дни воскресные и важнейших праздников ходили они с инспектором к божественной литургии и занимались, между забав и отдохновения, каким-либо полезным и приличным празднику чтением, хотя один час без принуждения.

Чтобы студенты, отличающиеся христианскими добродетелями, были предпочитаемы всем прочим. Начальство университета приемлет их под особенное покровительство по службе и доставит им все возможные по оной преимущества. Впрочем, какие бы успехи ни оказывали воспитанники в науках, медали, отличившимся назначаемые, не могут быть даны, ежели директор не одобрит их поведения [4].

В 1824 году последовал указ министру народного просвещения:

Повелеваем вам войти в строгое наблюдение, дабы как в изданных, так и впредь издаваемых сочинениях и переводах, особливо же в преподавании по училищам наук, ничего колеблющего веру и благонравие, не укрывалось. Народное благоденствие много от сего пострадать может, и потому обязаны вы пред Богом и пред нами употребить неусыпный за сим надзор, истребляя и обличая всякие, рассеянные в книгах, или иначе внушаемые лжеучения, и не допуская ни в каком виде существовать и вновь появляться оным [5].

Цензурный устав 1826 года предписывал:

  1. Всякое сочинение, перевод, подражание или извлечение, в котором отвергается, ослабляется или представляется сомнительным Святое учение откровения, достоверность и святость книг Священного писания, подвергается запрещению.

  2. Равным образом запрещаются к напечатанию сочинения и статьи, в которых опровергается или ослабляется непреложная достоверность православия Грекороссийской церкви, или нарушается должное уважение к учению, постановлениям, преданиям и обрядам ее…

  3. Относительно к учебным курсам Логики и Философии вообще, Ценсор, при рассматривании их, должен иметь в виду неприкосновенность истин Божественного откровения.

<О медицинских книгах> …наблюдать следует, чтобы вольнодумство и неверие не употребили некоторые из них орудиями к поколебанию в умах людей достоверности священнейших для человека истин, например, как духовность души, внутреннюю свободу и высшее определение в будущей жизни. А посему постановляется в обязанность цензорам, чтобы они тщательно отсекали в рассматриваемых сочинениях всякое к тому покушение [16].

К ведению собственно духовной цензуры Устав отнес: «…книги священного писания, догматические, церковные и вообще духовного и духовно-нравственного содержания на славянском и русском языке», а также «касающиеся церковного управления и церковной истории».

Цензурный Устав 1828 года [7, С. 220] требовал «запрещать издание или продажу тех произведений словесности, наук или искусств, кои в целом составе или в частях своих, вредны в отношении к вере». Собственно духовной цензуре поручались сочинения «совершенно духовного содержания, относящиеся или к догматам веры; или к священной истории».

Циркуляром министра народного просвещения 1833 года, попечителям предписывалось «наблюдать строго, чтобы в уроках профессоров и учителей не укрывалось ничего, колеблющего или ослабляющего учение православной веры»[6, С. 149]. Требовалось также «строго наблюдать», чтобы «в книгохранилищах, назначенных для употребления учеников, не было книг противных вере» [6, С. 150]. Наконец, «было велено читать в классе Новый Завет, Притчи Соломоновы и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, для этого учеников собирали в гимназию ежедневно, перед началом занятий за 1/2 часа, а также по праздничным и воскресным дням» [6, С. 147]."

"В 1842 году была запрещена диссертация Костомарова «О причинах и характере Унии в Западной России», утвержденная к печатанию философским факультетом Харьковского университета. Поводом к запрещению диссертации Н. И. Костомарова послужило мнение о ней архиепископа Иннокентия (Борисова), который нашел в книге «множество дерзких выражений насчет восточной церкви и ее патриархов» [8]. Архиепископа поддержал министр просвещения Уваров. В итоге, все экземпляры диссертации, которые удалось собрать, были преданы огню.

В 1848 г. СПб. митрополит Григорий обратился к прокурору Св. Синода:

Неоднократно доходили до меня слухи, что некто, иностранец Роде, здесь в Петербурге, в разных высших учебных заведениях, разными картинками, ни упоминая ни слова о Боге-создателе, показывает, что образование нашей земли со всеми ее растениями и животными, не исключая и людей, произошло только от действия естественных сил какой-то первобытной материи, в продолжение не простых шести дней, а шести более или менее длительных периодов. В настоящее время, как сказывают, этот Роде уже делает свои представления публично.

Такое представление, явно колеблющее основание христианства и истребляющее в народе благоговейно признаваемую и чтимую истину о создании земли от Всемогущего, Премудрого и Всеблагого Творца Бога, – весьма вредно для народной веры и нравственности. Посему покорнейше прошу ваше сиятельство, чтобы означенное… представление было прекращено [7, С. 217].

Охота на безбожников доходила и до самых ничтожных мелочей, типа статьи… о вредных грибах:«Грибы – постная пища православных и писать о вредности их – значит подрывать веру и распространять неверие» [7, С. 412].

Любопытны некоторые выкрутасы цензуры школьных учебников после европейских революций 1848 – 1849 годов.Цензурный комитет «исключал из всеобщей истории Магомета, ибо это был "негодяй" и "основатель ложной религии". Цензор Елагин вычеркнул "Силы природы" из физики, вероятно, на основании того, что един Бог всесилен» [9]. Тогда же московский митрополит Филарет потребовал от известного историка профессора Т. Н. Грановского «объяснений, почему я в чтениях по истории не упоминаю о воле и руке Божьей, управляющих событиями и судьбами народов. "О вас говорят, что Вы вредный профессор, что вы затемняете умы верных сынов государя нашего"» [10]. Дело, по счастью, ограничилось выговором.

"

Лучший
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу...  · 23 июл 2020  · a-l-e-j-o.livejournal.com
Ну, с формулировкой "умнее" не вполне согласен. Тут скорее нужно сказать: реально получившими образование, и всестороннее развитыми. Дело в том, что хорошее образование в дореволюционной России было уделом немногих. Там даже... Читать далее
2 эксперта согласны

Блестящий анализ, браво!)

Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 9 сент 2020
Про сословность образования уже хорошо написали. Но есть и еще одна сторона. Выпускник медицинского вуза начала прошлого века ехал работать главным врачом в уездную больницу. Потому что единственным. Ни интернета, ни телефона... Читать далее
про инженеров не знаю. Но что касается земских врачей, то им было жить попроще вылечил молодец, помер на все божья... Читать дальше
Профессиональный литератор  · 19 февр 2021
Неправда. Ум (как человеческий интеллект) прямо коррелируется со степенью развития абстрактно-логического мышления. Степень развития абстрактно-логического мышления зависит от разнообразия и сложности абстрактных задач... Читать далее
Химик по образованию. С детства интересуюсь...  · 19 февр 2021  · leokrut.com
Никаких оснований делать сколько-нибудь обоснованные выводы о сравнительном "уме" людей нет. Можно сравнивать образование и коэффицинт интеллектуальности, если есть сопоставимые результаты по одинаковым тестам. Никаких надёжных... Читать далее
Леонид СахаровПерейти на leokrut.com
Разработчик нефтяных и газовых месторождений и...  · 1 сент 2020
Неправда , в лапотной и тотально безграмотной стране просто более-менее образованный человек ценился на вес золота , т.к. их было очень мало. А в стране с полностью грамотным населением , где в лучших ВУЗах выучили... Читать далее
Крикалев - это не типичный инженер, а во-первых, талант, судя по его карьере, во-вторых, как участника космической... Читать дальше
По профессии филолог. Главное увлечение -...  · 25 сент 2020
Ум - природный дар. Даже не получив образования, человек останется умным - в работе, быту, в отношениях с людьми. Но образование дает ему возможность развиваться, получать профессию, достигать в ней успеха. Вопрос оставляет без... Читать далее
Настройка и ведение контекстной рекламы...  · 28 февр 2021
Да. Потому что образование означало универсальные знания (от слова университет), к нему готовили в гимназии, а к ней готовили домашние учителя. Дома учили языки, священное писание, играли драму, то есть давали гуманитарную... Читать далее
Пенсионер.  · 3 июл 2021
Бесспорно умнее. Все дело в базовом образовании. Русский язык изучали на основе Славянской Азбуки, пусть слегка кастрированной, но имеющей 49 букв, в отличии от 33 современного алфавита. При чтении, на основе алфавита, смысл... Читать далее
Инженер программист, православный христианин.  · 27 авг 2020
Конечно же это неправда, потому что сравнение за давностью лет не представляется возможным. Вообще не понятно, зачем задавать такие вопросы. Можно попробовать ставнивать системы образования, но здесь, слава Богу, большевики... Читать далее