Идеи об упразднении института семьи наиболее полно впервые изложил Фридрих Энгельс в своём труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В нём развивалась идея о том, что семья является буржуазным институтом: "Дикости соответствует групповой брак, варварству – парный брак, цивилизации – моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и многожёнство". По мнению Энгельса моногамный брак развился в результате того, что с появлением частной собственности появилась необходимость в том, чтобы передавать её по наследству своим биологическим детям. Следовательно, при упразднении частной собственности упраздняется и семья в силу её ненужности, так как собственность становится общественной.
Эти идеи были развиты на начальном этапе становления Советского союза и пытались даже претвориться в жизнь - всячески велась пропаганда, а в Саратове даже пытались законодательно "отменить частное владение женщинами", то есть изъять жён из "собственности" мужей и предоставить их в "общественное пользование", правда за мужьями оставалось право на "внеочередное пользование своей женой". После возмущения народа эти глупости были отменены, а с приходом Сталина моногамная семья вновь стала "ячейкой общества". Ненависть коммунистов(настоящих коммунистов, вроде Ленина, Троцкого) к традиционной семье легко объясняется тем, что при коллективизации индивидуальные хозяйства отдельных семей заменяются коллективами и семья, как центр власти, противопоставляет себя государству, ведь когда мы говорим об отмене традиционной семьи, мы так же имеем ввиду и то, что воспитание детей происходит государством, а не семьей, для того, чтобы развивать в ребенке "дух коллективизма".
К счастью, есть объективные экономические законы (в частности теорема Мизеса о невозможности экономического расчёта при социализме), которые исключают отмену частной собственности, а следовательно рушат тот фундамент на котором основан марксистский тезис про "упразднение семьи".