Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему у нас всё ещё так популярен "лакшери стиль", выставление напоказ унифицированных атрибутов роскоши?

*у нас это, скорее, про всё СНГ
*под унифицированными атрибутами имею ввиду вещи, которые приобретаются (если они вообще приобретаются) не из-за симпатии покупателя, его особых вкусов и желания выразить индивидуальность, а под воздействием общей модели статусного потребления.
В целом же, речь, например, о ведении соц сетей таким образом, чтобы создать впечатление более высокого статуса и дохода, когда крутыми, даже эстетичными считаются фотографии с дорогими машинами, техникой, гигантскими букетами, брендами (часто палёными) и прочее в таком духе. Такие профили часто бывают у девушек кхм.. неопределённого рода деятельности, при этом, понятно, что деньги не совсем её, и похвастаться кроме них особо нечем.
Сейчас, ремарка. Вопрос задан не из каких-то завистливых злостных побуждений, интересно само явление, как некий культурологический феномен.
Пожалуй, современное общество представляет пространство для манёвров, чего не было у людей прошлых эпох, когда деление по статусу было более жёстким, и создать ложное впечатление было куда сложнее.
Другой аспект - соц сети, практически провоцирующие самоутверждаться за счёт принадлежности к некой прослойке людей высокого класса (хотя, действительно, богатые и успешные люди атрибуты "роскоши" в таком количестве не выкладывают)
Ещё один аспект, возможно, некая духовная бедность. Ведь и принадлежность к высокому классу сегодня не означает буквально ничего кроме денег, если посмотреть на это в разрезе истории (всё таки) России, где была утрачена преемственность культурных ценностей и духовных идеалов (речь о революции) а, может стоит рассмотреть этот вопрос и с точки зрения современной экономики и общества потребления.
Но, к слову, в не менее капиталистической Европе китч подобного рода встречается куда реже, а значит есть всё таки некая загадка русской натуры, побуждающая кичиться роскошью сильнее и больше. Чтобы не сидеть здесь в белом пальто, скажу, что нет-нет, а иногда и меня подмывает "блеснуть" в таком духе.
Хотелось бы послушать мнения на данную тему с точки зрения культурологии, истории, социологии, психологии, экономики и, возможно, даже философии от людей более подкованных в этих сферах, нежели я, если им будет интересно об этом порассуждать, можно также детально пройтись по всему вышесказанному или же дополнить это своим мнением.
Культурология+4
Эстелла Герц
  ·   · 2,4 K
Экзистенциальный психолог, кандидат философских на...  · 16 окт 2022  · b17.ru/kostinskayaolga
У меня есть немного социологии, спиральной динамики, и культурологии.
Одна из идей -Веблен, "Теория праздного класса". Там постулируется, что роскошью на самом деле является не то что мы привыкли считать, а количество свободного времени, которое не нужно инвестировать в зарабатывание на жизнь. Древний Рим обходился с этим пунктом просто -у каждого патриция были рабы. Рабы тратили время своей жизни, зарабатывая на жизнь для своего владельца, у которого было время заняться чем-то другим. Например, учиться в академии, путешествовать, ходить в театр, участвовать в политических дебатах, пирах и оргиях. Понятно, что ценность жизни, которое обменивается на чашку риса в день, или на восемь часов изучения сложных наук, участие в политической и общественной деятельности -они разные, ну как минимум в восприятии древних римлян. Чем больше ресурса, тем больше независимость, тем больше статус-опять же, исторически. Если у меня ресурса больше, чем у моего неприятеля, я собиру армию больше и лучше её оснащу, и меня поэтому не  трогай и в угодья мои не лезь.
Хорошо, когда можно привести кого-то в свой амбар и показать кучи мешков муки, винные погреба, склады провианта. Но если этот кто-то не хочет идти со мной в амбар, как ему показать что у меня есть ресурс?? Ну, я могу с ним поговорить по-французски и ещё продемонстрировать искусство верховой езды и фехтования. Потому что если я знаю французский, и делаю тушЕ (вышиваю крестиком или иное бесполезное для выживание занятие)  то как минимум сколько то часов в день я не торчу в поле, и не дою коров. Ну а если вот душевные и образованные качества, развитые за свободное время, я, например, на балу в сто персон не могу продемонстрировать?? Или мой французский плохо слышен с вершины пирамиды, на которой я сижу и повелеваю разливами Нила? И вот тут начинается "золото-бриллианты"-я должна как то издалека бриллиантами сверкнуть, кружевами махнуть, приехать на какой нибудь золочёной телеге, и изба моя будет грановитой палатой. В общем, показать всем, что ресурса у меня много, а значит много влияния, на которое я ресурс обмениваю.  Тут пошло развитие внешней атрибутики роскоши: мой тюрнюр с бахромой раньше делали воучную четыре портных, которым на это нужно было три месяца; я должна была иметь столько ресурса, чтобы тряпочку поменять на прожиточный минимум этих четырех. Для сравнения- значение золотой серьги пирата; это не предмет роскоши, это зачастую единственное имущество, которое гарантировало оплату погребальных услуг, если что-то пойдёт не по плану.
Воот. Всё пошло прахом, когда технический прогресс сделал возможным высвобождение бОльшего ресурса свободного времени у всё бОльшего количества людей. Оно перестало быть ценностью и стало проблемой. Люди стали задумываться, пошли какие то идеи о неравенстве небратстве и несправедливости, прокатилась волна революций. Теперь не только я, но и Прошка мой конюх имел достаточно времени научиться французскому и фехтованию. Оставалось только наращивать материальные эквиваленты роскоши, внешние атрибуты обладания ресурсами, которые стали таковыми не по причине трудоемкости изготовления, а на других основаниях. Ну что ж делать, если турнюры уже не в ручную делаются а машинами за гораздо меньшее время? Нужно было придумать виртуальные мАркеры ценности, оторваные от реальной себестоимости вещей; вещи начинают приобретать условную, символическую ценность. Развиваются системы моды, брендирования, имиджирвания, пррмоушена, маркетинга, престижа и вот этого вот всего. Если что-то модное, оно будет стоить дорОже. Майка-алкоголичка от Баленсиаги за пятьсотмульонов имеет не реальную стоимость, а символическую -это все те же амбары и коровы в монетизированном и символическом эквиваленте. Если я могу потратить прожиточный минимум африканской деревни на майку -я по-прежнему крута, всесильна и у меня много ресурсов, как если бы у меня было сто амбаров и тридцать коров -с голоду я точно не помру. Одно цепляется за другое- я не могу ходить в китайских кроксах и баленсиаге-алкоголичке. У меня должен быть имидж, который бы отражал мой _стиль_жизни. И по которому меня можно было бы чётко отделить от Силантиев-бурлаков. Так появляются системы закрытых клубов/сообществ/элитных салонов; меня перестают пускать на скачки без шляпы, в оперу без бриллиантов и галстука-бабочки, в совет директоров без стометровой яхты и трёх любовниц, в йель без генеалогического древа и герба[рия]. 
Отсюда очень большая дорога к кажимостям, видимостям и имитациям. Чтобы получить доступ к ресурсам, мне нужно уже _выглядеть_как_человек_с_ресурсом. В общем  золушку нужно переодеть, чтобы попасть к принцу на вечеринку. Кредитная система пришла на помощь-больше не нужно _зарабатывать_ на ролекс или айфон, можно взять их в кредит. Это тоже и причина и следствие высвобождения и обесценивания свободного времени. Я не обмениваю время жизни на ценность, я беру ценность в кредит и получаю ее мгновенно, в сейчас.
Началась эра имитаций и виртуализации. И соцсети просто докончили тренд: с одной стороны куча людей имеет доступ к большому количеству свободного и пустого времени, а с другой стороны- есть технические средства транслировать "губы_как_у_джоли_попу_как_у_ким", яхты, бассейны- и без подтверждения собственности. Раньше я не могла бы привести когото в амбар соседа и сказать, мол, это моё. А теперь я могу спокойно и многозначително фотаться в выставочной тесле или в лифте москва-сити, мол, еду я в свой пентхаус… Кстате, развитие VR  реальностей только подтверждает этот тренд- даже в виртуальной реальности есть возможность "прикупить" себе больше статуса/артефактов и прочее.  
Есть правда интересные коррективы стремления продемострировать свою символическую значимость через внешние "цацки". В некоторых культурах "это -другое". Например, в некоторых восточных культурах провинившуюся жену из гарема выставляли, в чём была. Поэтому любая восточная жена в этих культурах старалась обвеситься поплотней самыми дорогими и многочисленными украшениями, как ёлка, чтоб уж если что пойдёт не по плану, хоть с голоду не помереть. Есть и примеры социокультурной аскезы -после революций во Франции демонстрировать предметы роскоги на себе было опасно и идейно невыгодно, как будто ты был монархистом каким то и угнетателем, а не сторонником либертатов, либертенов и вот этого вот всего. Многих аристократов казнили, многих отправили в изгнание или на перевоспитание. У нас в послереволюционной Росии это тоже было самоубийством -богатых истребляли как классовых врагов. Щеголять в кружевах, котрые в сыром подвале плела белошвейка, означало теперь открыто поддерживать социальное неравенство и рабский труд, а это не принято в лучших домах Парижа или Петрограда. И в то время как парижане демонстративно стали рядиться в "демократичные" задрипанные шмотки из либеральных соображений и идей социального равенства, у нас это было отчасти по необходимости и отсутствия выбора, а отчасти из самосохранения. И только элита могла опять демонстрировать свою мощь, не сильно считаясь с мнением большинства. Для остальных "блага" были регламентированы и строго распределены, и если вдруг "наши люди в булочную" начинали ездить на такси, то к ним начинали очень пристально присматриваться, откуда такой немотивированный ресурс -находили, конфисковывали, выравнивали.
Новая элита сегодняшнено дня уже не может не демонстрировать - селебритисы- по умолчанию получают свои ресурсы в обмен на свою видимость. Чем больше видимы-тем больше ресурсов. Собирая свою жатву из соцсетей, туда же складывают и символические трофеи "дорого-богато-; ну а их фанаты уже воспроизводят или имитируют, как атрибуты принадлежности к элите, хотя бы опосредовано.
Напоследок о гиперпотребностях. Когда долго живут в дефиците, потом долго гиперкомпенсируют. Поколение состоятельных первой волны постсоветского периода именно  так и поступало -золотые унитазы, зАмки, яхты, "в тенис омарамми играли гитарами".  Дети уже были спокойней к внешней атрибутике, жесть и дичь сменились стилем и имиджем, скопироваанным с "богатых и знаменитых"- вдруг в нью-йорке жить, а я со своим унитазом, как колхозник. Ну и  когда это уже третье поколение людей, привыкших к достатку, потребность во внешней нарочитой демонстрации заменяется повседневным и бытовым использованием того, что для кого-то по-прежнему остается недоступной роскошью, которую замечают и воспринимают обострённо.
запись через контактыПерейти на b17.ru/kostinskayaolga
Спасибо, интересно было почитать
@Эстелла Герц, Вам спасибо за вопрос. Сама не ожидала, что с таким вдохновением буду писать, пожалуй, самый длинный ответ за все время.
Порядочный человек  · 15 окт 2022
Это из США пришло. От их " золотой мечты". Суть в том, что никто не знает, сколько ты зарабатываешь это коммерческая тайна. Поэтому твой престиж/ имидж зависит от того сколько тратишь. Ну, а дальше включается спрос рождает... Читать далее
Сантехник, работаю, отдыхаю, снова работаю.   · 6 сент 2022
А почему вы решили, что только в СНГ? Стремление блеснуть богатством было всегда у разных национальностей у разных людей. То что атрибуты богатой жизни можно взять в аренду- это открыашаяся возможность нашего времени, но не... Читать далее
Всё в кучу, в сетевом маркетинге это делается с целями привлечения средств. Звёзды заключают контракты с брендами... Читать дальше