За пятна не отвечаю, но вот непреодолимое желание снять ворсинку или нитку с одежды собрата - привет из нашего доисторического прошлого. На протяжении 4 млн лет (приблизительно, конечно) существования нашего вида, нас постоянно одолевали всякие ползующие, кусающие и всячески мешающие накожные паразиты. Единственный способ с ними бороться - найти, поймать и убить, то есть удалить с тела и как можно быстрее, пока мелкая гнида не успела натворить дел и, например, не залезла под кожу размножаться.
Посмотрите на наших собратов приматов: все свободное от выживания время они уделяют грумингу, или поиску всяких инородных тел у себя или у членов своей группы. И хотя грумингом таки или иначе занимаются практически все, у коллективных животных - тех же приматов, он выполняет еще и важнейшую социальную роль в половом поведении, формировании связей или иерархии. (Есть даже гипотеза, что груминг лежит в основе формирования нашей культуры). Говоря проще, если одна обезьянка хочет сделать что-то приятное другой, она примется искать у нее вшей.
Поэтому снимая с плеча другого человека ниточку, мы, во первых, инстинктивно спасаем его от паразитов, а во-вторых, сообщаем ему, что он нам нравится.