Думаю, важным будет начать с того, что данная работа Александра Косолапова представлена в рамках его персональной выставки «DTM», которая проходит в нашей галерее в эти дни. Название «DTM» - это аббревиатура, которая отсылает нас к художникам-авангардистам Дюшану, Татлину и Малевичу.
Отмечая 100-летний юбилей «Черного квадрата» Малевича, башни Татлина, художник также решил отметить годовщину создания одной известной работы Марселя Дюшана «LHOOQ»: https://www.wikiart.org/en/marcel-duchamp/l-h-o-o-q-mona-lisa-with-moustache-1919
Для создания этой работы в 1919 г. Дюшан приобрел открытку с репродукцией самой известной картины Леонардо да Винчи, дорисовал Джоконде усы и подписал снизу название. Сочетание букв «L.H.O.O.Q.» при произнесении образует своеобразную насмешку на французском языке. А смысл этого чудовищного надругательства над шедевром мирового искусства состоял в том, что к «Джоконде» относились как к Шедевру Мирового Искусства. «Джоконда» была символом этого искусства, была вне критики и обсуждения, т.е. вне жизни. Можно сказать, что этим жестом Дюшан вернул «Джоконду» истории искусств и людям – после того, что он с ней сделал, о ней стало можно нормально говорить.
Александр, используя в своем творчестве эти произведения мирового авангарда (в данном случае - LHOOQ), рифмует их с другими медийными образами современности. Используя наиболее известные образы из СМИ и уличной рекламы, он формирует на их основе новые визуальные структуры, совмещая разные смысловые коды. «Свои работы я вижу условно некими билбордами вдоль скоростной трассы хайвей, выразительные и лаконичные высказывания которых должны мгновенно захватить внимание стремительно мчащегося мимо человека в автомобиле. Чтобы запомниться подсознанием и потом всплывать в сознании, обдумываться, обогащаться индивидуальными смыслами. И в конце концов стать его осознанным убеждением, частью его мировоззрения» - комментирует свои работы сам художник.
Работа Александра Косолапова «Мона Лиза LHOOQ» началась еще с эскиза 90х годов, который спустя более 20 лет, превратился в живопись. Данная работа была впервые показана в 2019 году на выставке в Женеве, где она экспонировалась в длинном коридоре. Лишь пройдя этот коридор до конца, зритель мог понять, что это вовсе не портрет Мона Лизы, а своеобразный эффект - портрет Владимира Путина в образе Мона Лизы.
Для того, чтобы чуть ближе познакомиться с Александром Косолаповым и еще больше узнать о создании этой (и не только) работ к выставке, советуем также посмотреть его интервью: youtu.be/Dt45_7HT83k
А также приглашаем Вас увидеть его работы вживую, в галерее Syntax, до 26 февраля 2021 г.! http://syntaxgallery.com/