Государственные компании стали не основой развития российской экономики, а основой её застоя и будущей деградации.
Я имел отношение и к госсектору, и к частному сектору. Пришёл к твёрдому убеждению, что спасение России в частном секторе.
Например, государственные РЖД давно в убытке, причём большом. И этот убыток дотируется из бюджета. РЖД наращивает долги. А вот автотранспорт (который почти весь давно частный) работает с прибылью, терпит и многочисленные налоги, и поборы чиновников и гаишников, и топливные акцизы, и "платон", и всё что угодно. Жалуется, ругается, но рук не опускает, работает, тянет лямку.
Где в России самый очевидный прогресс? В сельском хозяйстве, химической промышленности, пищевой промышленности, производстве стройматериалов - там, где рулит частник.
Где в России застой? Там, где госсобственность.
Если взять одну и ту же отрасль, то у частного "Лукойла" долг 7 млрд долл, а у "Роснефти" 37 млрд долл, причём долг "Роснефти" висит на бюджете, поскольку фактически гарантирован государством. То есть долг "Лукойла" - это дело его акционеров, а долг "Роснефти" - это дело всех налогоплательщиков. И при этом Сечин ходит и клянчит денег у государства "на развитие" или "из-за санкций". Уже не раз такое было.
Примеры можно перечислять долго.
Скажу только, что в Японии только 5 госпредприятий, включая Национальное лесничество, Монетный двор и Национальную противосейсмическую службу. В США госпредприятий нет вообще. Большой привет Северной Корее.
Почему так сложилось у нас? Да потому что власть не желает выпускать из-под контроля основные финансовые потоки. Ведь иная ситуация грозит становлением в России реальной многопартийности, что для нынешней власти страшнее всего. Она скорее согласится на падение тунгусского метеорита на Кремль, только не на реальную многопартийность.